Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3143   3144   3145   3146   3147   3148   3149   3150   3151  3152   3153   3154   3155   3156   3157   3158   3159   3160   3161  » »»

высоты голоса во время речи. Известное слово или предложение может  быть
произнесено громко или тихо, с  высоким  тоном  голоса  или  низким,  но
относительные различия в силе или высоте между отдельными слогами  слова
или словами предложения будут соблюдаться при любой абсолютной силе  или
высоте голоса. Явление У. тесно связано и с различием слогов в отношении
долготы или краткости, т. е. с так назыв. количеством слогов, вследствие
чего нередко и рассматривается в  связи  с  последним.  Даже  в  языках,
утративших так наз. долгие гласные,  наблюдается  разница  в  количестве
слогов ударенных и неударенных. Так, в великорусском наречии, особенно в
произношении  образованного  класса,  основанном  главным   образом   на
московском говоре, наблюдается несомненное различие в количестве  слогов
ударенных и неударенных: гласный о в вин. ед. воду дольше, чем неясное а
в имен. ед. вада, а это последнее в свою очередь дольние совсем неясного
гласного ъ в форме въд'еноj(=водяной). Долгота гласных при У. в открытых
слогах имеется и в современном немецк. яз. (ср. Lage, Knabe, Leben, ohne
и т. д.), но в слогах неударенных она не наблюдается. В  индоевропейских
языках У.  является  главным  средством  образования  слогов,  слов  или
предложений. Только оно объединяет отдельные звуки в слоги,  слоги  -  в
слова, слова - в предложения. Обыкновенно различаются три ступени как  в
экспираторном, так и в музыкальном У.:  в  первом  -  главное  У.  (нем.
Haupton  или  Starkton),  побочное  У.  (Nebentoii)  и   отсутствие   У.
(неударенный звук, слог или неударенное слово =так назыв. энклитика, см.
нем. Schwachton, Unbentontheit); в музыкальном  У.  -  высокий  тон  или
высокое У. (нем. Hochton), средний тон или среднее  У.  (нем.  Mittelton
или Ebenton) и низкий тон или низкое У. (нем. Tiefton).  В  терминологии
современной лингвистической  литературы  наблюдается,  впрочем,  большая
пестрота  и  невыдержанность.  Так,  у  нем.  лингвистов  нередко  можно
встретить  термины  Hochton  и  Tiefton,  имеющие  очевидно  музыкальный
характер, и в применении к различиям экспираторного  У.  Те  или  другие
ученые, в силу индивидуальных особенностей и вкусов, вводят  свои  новые
термины для некоторых понятий, уже  определенных  и  выраженных  в  свое
время в соответствующих терминах. Это объясняется тем,  что  явления  У.
вообще и в историческом развитии индоевропейских языков только  начинают
разрабатываться научно. При более тонком анализе У.  можно  различать  и
промежуточные ступени, в роде более сильного и более  слабого  побочного
У.,  повышенного  или  пониженного  среднего  тона  и  т.  д.   Наконец,
различается У. свободное, могущее  стоять  на  разных  частях  слова,  и
неподвижное, закрепленное  за  известным  слогом.  Так,  индоевропейский
праязык обладал свободным У., которое перешло и  в  некоторые  отдельные
индоевропейские     языки     (санскрит,      древнеиранские      языки,
балтийско-славянский, прагерманский), впоследствии,  однако,  многое  из
этой  свободы  У.  утратившие.  Древнеиталийские   языки   и   греческий
претерпели ограничение первичной свободы У. посредством так наз. "закона
трех слогов", по которому У. могло стоять и на 3-м слоге от конца,  если
только второй слог от конца не был долог; в  этом  последнем  случае  У.
должно было переходить на долгий слог.  Из  литовских  языков  латышский
закрепил У. за начальным слогом слов, что сделали и отдельные германские
языки, а из славянских - чешский и лужицкий; из других славянских языков
польский получил У. на втором слоге  с  конца,  а  из  романских  языков
французский  заменил  сравнительное  разнообразие  латинского  У.   (уже
скованного законом трех слогов) неподвижным У. на конечном слоге  слова.
Из  славянских  языков  сохранили  свободное  У.  русский,   болгарский,
сербский, словинский, полабский и кашубский, а из балтийских - литовский
и древнепрусский. У литовско-славянских  языков  сохранилось  еще  очень
много  черт,  свойственных  У.  индоевропейского  праязыка.  В  слоговом
экспираторном У. наблюдаются следующие отношения: сколько бы ни  входило
звуков в состав известного слога, только один из них является  носителем
слогового У. и получает, поэтому, название слогового звука или  сонанта.
Такими сонантами могут быть и гласные, и согласные. Внутри одного  слога
напряжение экспиративного тока может быть не одинаково, но колебаться  в
разных  отношениях.  Момент  наибольшего  напряжения  немецкие  фонетики
называют вершиной слога (SiIbengipfel или Expirationsgipfel);  при  этом
можно различать главную и побочные вершины слога. Если последних в слоге
не наблюдается, то  он  получает  название  одновершинного  (eingipflige
Sylbe). В таких одновершинных слогах различают следующие  разновидности:
1) падающее или  ослабевающее  У.  (fallende  Betonung),  которое  можно
назвать также сильноначальным: главный напор экспиративного тока лежит в
начале слога (обозначается:  `),  2)  восходящее  (steigende  Betonung),
усиливающееся или сильноконечное У., когда с большей силой  произносится
последний звук слога (обозначение:') и, наконец,  3)  восходяще-падающее
(steigend-fallende Betonung), когда вершина  находится  посредине  слога
(обозначение: ^ ). В слогах "двухвершинных", при постепенном возрастании
силы экспиративного тока, начиная с начала слога, наблюдается некоторое,
в общем незначительное, ослабление ее перед самой  вершиной  слога  или,
наоборот, при постепенном ослаблении экспиративного тока  после  вершины
слога замечается  некоторое  незначительное  усиление  названного  тока.
Такое У. обозначается  обыкновенно  посредством  знака  ~  и  производит
нередко впечатление двусложности, почему в метрике нередко такие слоги и
считаются за два слога. Подобное явление свойственно,  напр.,  ведийской
метрите, где такие формы, как вин. ед. dyam,  считаются  за  двусложные.
При   музыкальном   слоговом   У.   наблюдаются   три   главные   формы,
комбинирующиеся друг с другом в разных сочетаниях:  1)  ровный  тон,  2)
восходящий или повышающийся тон и  3)  падающий  или  понижающийся  тон.
Различные   комбинации    этих    форм    -    восходяще-падающее    У.,
падающе-восходящее  или   восходяще-ровное.   При   этом   высота   тона
распределяется не только на гласные или  сонанты  слога,  но  и  на  все
звонкие звуки, входящие в его состав. Образчики подобного У.  имеются  в
сербском языке при долгих гласных: восходящее У. в  глава,  сабор,  вино
(как бы глаава, виино), нисходящее в тело,  глад,  пир  (как  бы  теело,
глаад, пиир). Названия разных видов греческого акцента также восходят  к
подобным различиям: греческое "острое" У.  (греч.  oxeia,  лат.  acutus)
было  восходящим  музыкальным  акцентом;  греческое  "тупое"  У.  (греч.
bareia,   лат.   gravis,   собственно   =   тяжелое,   низкое)    просто
свидетельствовало об отсутствии высокого тона  и  никакого  специального
рода  У.  не  обозначало;  напротив,  так  назыв.  "облеченное"   (греч.
perispwmenh,  лат.   circumflexus)   имело   скорее   восходяще-падающий
характер. Особенно развито музыкальное или тоническое У. в  китайском  и
родственных  ему  языках,  где,  благодаря  разным  формам   тонического
акцента, один и тот же слог получает  разное  значение.  Музыкальным  У.
обладают также литовский и  шведский  языки.  Литовский  имеет,  подобно

Страницы: «« « 3143   3144   3145   3146   3147   3148   3149   3150   3151  3152   3153   3154   3155   3156   3157   3158   3159   3160   3161  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь