Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3152   3153   3154   3155   3156   3157   3158   3159   3160  3161   3162   3163   3164   3165   3166   3167   3168   3169   3170  » »»

только под  влиянием  исключительно  тяжелых  потрясений,  надламывающих
психическую индивидуальность.  Относительно  наших  реакций  на  внешние
впечатления  умственная  деятельность  оказывает   резко   задерживающее
влияние. В  этой  задержке  и  смысл  ее  возникновения  в  филогенезисе
органического мира,  в  качестве  одного  из  механизмов  приспособления
организмов к более сложной среде. Кроме простых впечатлений,  вызывающих
даже у современного человека простые рефлексы (рефлекторный  кашель  при
попадании в дыхательное горло инородного тела, рефлекторная рвота  и  т.
д.), на организм действуют явления, слагающиеся из ряда последовательных
впечатлений. Функция умственной деятельности  и  состоит  в  том,  чтобы
задержать реакцию при воздействии  первого  из  этих  впечатлений,  дать
возможность  подействовать  следующим  впечатлениям,  дать   возможность
сочетаться  новым  восприятиям  с  воспоминаниями  о  прежнем  опыте   и
выработать  целесообразную  и  планомерную  реакцию.  Выработанные   при
посредстве сознания сложные ряды реакций  на  сложные  ряды  впечатлений
превращаются, благодаря  навыку,  в  инстинктивные,  т.  е.  протекающие
настолько быстро, что обычно они не проникают в сознание  и  подходят  к
типу рефлекса. Умственной деятельности настолько  присуща  склонность  к
задержке реакций, что при одностороннем направлении  душевного  развития
только в сторону воспитания У. легко возникают явления  "паралича"  или,
вернее,  "недоразвития  воли".  Нормальный  ряд  психических   процессов
(восприятие, интеллектуальная переработка,  волевая  реакция)  часто  не
совершается в полном виде или под влиянием пассивной мечтательности, или
вследствие того, что воспитание заменяет самодеятельность дисциплиной  и
ставит  рефлекторное  исполнение  приказания  на  место  волевого  акта,
вытекающего из интеллектуальной работы личности. Отсюда может  произойти
то странное разъединение интеллектуальной и волевой  сфер,  которое  так
часто поражало моралистов и нашло  себе  выражение  в  известном  стихе:
video meliora proboque, deteriora sequor. Действия личности определяются
при этом по преимуществу принявшими инстинктивный характер привычками  и
не имеют  опоры  в  ее  интеллектуальном  мире,  знаниях,  убеждениях  и
взглядах. Переход интеллектуального процесса в волевой импульс  возможен
только  при  известной  энергии  первого,   поэтому   подобное   явление
наблюдается даже  у  людей  с  развитой  волей  в  моменты  усталости  и
представляет один из  стойких  симптомов  неврастении,  отражающейся  не
столько  на  качестве,  сколько  на  энергии  умственных  процессов.   О
различном значении  термина  ум  см.  Эйслер,  "Worterb.  d.  philosoph.
Begriffe", слова Vernuft, Verstand, Intellect (Б., 1898).
   П.
   Умозрение. - Термином  "У."  (speculatio)  нередко  обозначают  такую
деятельность мышления, которая вращается в сфере предметов или  событий.
не данных на опыте, но лишь предполагаемых. В этом смысле теория  эфира,
теория происхождения видов, космическая  теории  Канта  и  Лапласа  суть
учения умозрительные. Но при таком словоупотреблении объем понятия  "У."
лишается должной определенности, так как даже в  том,  что  относится  к
области точного опытного знания, всегда есть элементы предположительные.
Различие между  умозрительным  и  опытным  получается,  при  этом,  лишь
степенное,  а  не  родовое.  Для  приобретения  термином  У.  последнего
значения необходимо установить родовое же различие предметов  опытных  и
умозрительных, как таких, с одной стороны, которые могут  или  могли  бы
быть воспринимаемы при известных, хотя бы неосуществимых собственно  для
человека, условиях чувственного восприятия, и с другой - таких,  которые
доступны только мышлению. Это различие приводить к установлению  тесного
или точного смысла термина  У.,  как  мышления,  содержание  которого  -
только мыслимое или  сверхчувственное.  При  таком  понимали  сказанного
термина,  учению  об  У.  предстоит   решить   следующие   вопросы:   1)
действительно  ли  существует  У.,  т.  е.  мысль   с   сверхчувственным
содержанием, 2) где источник этого содержания, 3) в чем предмет У. и  4)
каков его метод. 1) Философия опытного реализма не имеет нужды  в  У.  в
тесном значении этого слова,  а  философия  эмпиризма  не  признает  его
возможным. Опытный реализм предполагает сущим в  себе  нечто  данное  на
опыте,  напр.  вещество  или  душу,  или  то   и   другую   вместе,   и,
следовательно, почерпает для  себя  содержание  исключительно  в  опыте.
Эмпиризм утверждает, что самое мышление  есть  сочетание  представлений,
упроченное постоянным повторением, т. е. что  необходимость  мысли  есть
упроченная до неразрывности совокупность  ее  чувственных  элементов.  О
степени этой неразрывности  между  эмпиристами  идет  спор:  одни  (Джон
Стюарт Милль) допускают мыслимость таких условий, при коих самые прочные
сочетания  представлений  могут  распасться;  другие  (Герберт  Спенсер)
полагают, что сочетания, бывшие всегда совершенно неразрывными, не могут
быть мыслимы расторгнутыми и,  следовательно,  образуют  собою  для  нас
истины  необходимые.  Оба  взгляда  исключают  возможность  появления  в
содержании  мысли  чего-либо  сверхчувственного.  Затруднение   реализма
состоит в невозможности объяснить, каким  образом  предметы,  несомненно
всецело обусловленные деятельностью наших восприятий, могут существовать
независимо от восприятий. Что касается до  эмпиризма,  то  он  не  может
отрицать, что мы имеем - хотя бы ложное - понятие о сверхчувственном,  а
Герберт  Спенсер  утверждает  даже,  что  этому  понятию   соответствует
действительное,  хотя  непознаваемое  бытие.  2)  Мыслители,  признающие
возможность сверхчувственного содержания  мышления,  естественно  должны
ответить на вопрос о его  источнике.  Простейшим  и  исторически  первым
ответом на этот вопрос служит ответ мистический. Мистики предполагают  в
душе   способность   непосредственного   усмотрения   сверхчувственного,
признавая условием деятельности этой способности или существование  души
вне телесной оболочки (Платон), или, хотя бы  в  этой  оболочке,  особое
состояние  экстаза  (Плотин),  или  особую  одаренность  избранных   душ
(Шеллинг), или действие Божественной благодати, или,  наконец,  присущую
душе веру (между  прочим  -  В.  С.  Соловьев).  Из  новейших  философов
Гартманн признает первоисточником всякой философии  бессознательное,  но
могущее быть возведенным к сознанию единение с  абсолютным.  Мистическое
решение вопроса об источнике У. является, однако, произвольным, так  как
ссылается на орган по существу своему недоступный логической проверке  и
потому допускающий предположение, не  есть  ли  результат  его  действия
простая греза, нередко даже болезненно настроенного  воображения.  Новые
философы догматического направления считали понятия  о  сверхчувственном
присущими  уму  по  самой  его  природе;  во  многом  оппонирующая  этим
философам так назыв. шотландская философия в существе дела решает вопрос
об  источниках  У.  таким  же  образом.  Это   решение   вопроса   также
произвольно,  ибо  таким  путем  всякое  почему-либо  любезное  философу
положение можно защищать  как  необходимо  присущее  уму.  Поэтому  Кант

Страницы: «« « 3152   3153   3154   3155   3156   3157   3158   3159   3160  3161   3162   3163   3164   3165   3166   3167   3168   3169   3170  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь