Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3148   3149   3150   3151   3152   3153   3154   3155   3156  3157   3158   3159   3160   3161   3162   3163   3164   3165   3166  » »»

разницей; что  в  момент  образования  щавелевая  кислота  сочетается  с
водородом синильной кисл. ". То, что цианистый бензол  (С6H5CN),  напр.,
по Фелингу, не обладает кислыми  свойствами  и  не  образует  берлинской
лазури может быть, по мнению Кольбе и Франкланда, поставлено в параллель
с  неспособностью  хлора  хлористого  этила  к  реакции   с   AgNO3,   и
правильность их наведения Кольбе  и  Франкланд  доказывают  синтезом  по
методу нитрилов (Нитрилы ими получались перегонкой серновинных кислот  с
KCN (методом Дюма и Малагутти  с  Лебланом):  R'.SO3(OH)+KCN=R.CN+KHSO4)
У., пропионовой (по тогдашнему, мет-ацетоновой,) и  капроновой  кислоты,
Затем,  в  следующем  году  Кольбе  подверг  электролизу  щелочные  соли
одноосновных предельных кислот и, в согласии со своей  схемой,  наблюдал
при этом,  при  электролизе  У.  кислоты,  образование  этана,  угольной
кислоты и  водорода:  H2O+C2H6.C2O3=H2+[2CO2+C2H6],  а  при  электролизе
валериановой   -   октана,   угольной    же    кислоты    и    водорода:
H2O+C8H18.C2O3=H2+[2CO2+C8H18] . Впрочем, нельзя не заметить, что Кольбе
ожидал получить из У. кислоты метил (СН3 )', соединенный с водородом, т.
е. болотный газ, а из валериановой - бутил C4H9  ,  тоже  соединенный  с
водородом, т. е. C4H10 (он называет C4H9 валлилом), но в  этом  ожидании
надо видеть уступку получившим уже тогда значительные права  гражданства
формулам Жерара, который отказался от  своего  прежнего  взгляда  на  У.
кисл. и считал ее не за C4H8O4 каковой формулой, судя по криоскопическим
данным, она обладает и на самом деле, а за C2H4O2 , как пишется во  всех
современных учебниках химии. Работами  Кольбе  строение  У.  кислоты,  а
вместе с тем и всех других органич. кислот было окончательно выяснено  и
роль последующих химиков свелась только к делению - в силу теоретических
соображений и авторитета Жерара, формул Кольбе пополам и  к  переведению
их на язык структурных воззрений,  благодаря  чему  формула  C2H6.C2O4H2
превратилась в CH3.CO(OH).
   А. И. Горбов.
   Уланы - слово татарское: оглан, буквально значить "юноша". В  Золотой
орде огланами назывались члены ханской семьи из линий не восходивших  на
престол. Огланов много сосредоточилось в Польше,  где  они  состояли  на
военной службе и где из них и возникли У. Первоначально одеяние их  было
чисто татарское; до нашего времени из него удержалась одна особенность -
квадратный  верх  каски,   соответствующий   такому   же   верху   шапки
монгольской, существующей и поныне у наших калмыков.
   И. В.
   В  России  название  У.  впервые  встречается  в  проекте  учреждения
новороссийской ландмилиции, где предполагалось сформирование поселенного
уланского полка, вооруженного саблями и пиками. Такой конный полк и  был
сформирован, но получил название  пикинерного  (елисаветградского).  При
имп.  Павле  образованы   еще   два   подобные   полка:   конно-польский
товарищеский  и  литовско-татарский  конный;  однако,  название  У.   не
употреблялось до 1803 г., когда сформирован был л.-гв. уланский (ныне Ее
Имп.  Велич.  Императрицы  Александры  Феодоровны)  полк.   Впоследствии
сформированы или переименованы из драгунских в уланские полки: в 1805 г.
Борисоглебский, в  1807  г.  -  Литовский  и  Волынский,  в  1808  г.  -
Чугуевский,  в  1812  г.  -  Серпуховский,  Белгородский,  Оренбургский,
Владимирский и Ямбургский, в 1816 г. - Украинские уланские полки, в 1817
- л.-гв. У. Его Имп. Выс. цесаревича (ныне л.-гв. У. Его Величества),  в
1827 г. - С. Петербургский, Курляндский,  Смоленский  и  Харьковский.  В
1882 г. уланские полки, кроме двух гвардейских, обращены в драгунские.
   Улус. Это слово имеет несколько значений: самое общее из них - народ,
поколение. Означает оно также орду, военную дружину.  Иногда  это  слово
употребляется в смысле сословия; так напр.  "Хора-улус"  -  "черный  или
подлый люд", в отличие от "цагон иocy", сословия  "белой  (или  знатной)
кости". В Монголо-ойратском уставе 1640 г. У. имеет значение  то  жилого
места вообще (Dorfschaft, по списку Палласа),  то  аймака,  то  родового
союза, то целого племени. Чаще всего слово У.  употреблялось  у  древних
монголов и калмыков для обозначения определенной формы  родового  союза,
составлявшего часть более обширной родовой группы - "племени" (Тангаги).
В этом последнем смысле У. означал  союз  нескольких  отоков  (родов)  и
аймаков, ведущих свое происхождение от общего племенного корня. У.,  как
обозначение особой формы родового  союза,  встречается  исключительно  у
монгольских племен (монголов, калмыков и бурят),  хотя  сходные  с  ними
родовые  организации  можно   найти   у   всех   азиатских   кочевников.
Характернейшая  черта  У.  -  это  их  подвижность.  Это   не   прочные,
прикрепленные к  определенному  месту  поселения  оседло-земледельческих
народов, а своеобразные, многолюдные родовые союзы кочевников,  меняющих
место пребывания в зависимости от времени года, урожая,  кормов,  обилия
или недостатка воды в том  или  другом  месте.  Территории,  по  которым
кочевали У., имели, конечно, границы, но в пределах этих  очень  больших
по пространству территорий  передвижение  У.,  равно  как  отдельных  их
частей, было  совершенно  свободное,  "безвозбранное".  Этот  взгляд  на
землю, как на общее достояние всех У., калмыки  перенесли  и  в  Россию,
когда прикочевали на Волгу. Признавая всю степь общим владением У.,  они
не  установили  ни  определенных  границ  между  У.,   ни   определенных
пространств   для   кочевки   улусных   родов.   Бурятские    поколения,
перекочевавшие в XVI и XVII вв. из Монголии к  Байкалу,  также  занимали
земли целыми  группами  родов  и  владеют  ими  до  сих  пор  сообща.  В
административном отношении монгольские и калмыцкие  У.  сохраняли  очень
долго (до начала XIX в.) те же основные черты, которые отличали  улусное
устройство монголов еще  во  времена  Чингисхана:  каждый  У.  составлял
отдельную кочевую орду, управляемую  своим  родовым  вождем  -  нойоном,
находившимся в вассальной зависимости  от  тайши.  Отношения  нойонов  к
тайши определялись началами  родового  старейшинства,  т.  е.  лучшим  и
обширнейшим У.  владел  сам  тайша,  а  менее  обширные  он  раздавал  в
управление   наследственным   нойонам,   сообразно    с    их    родовым
старейшинством. Нойон или тайша управлял У. неограниченно,  но  произвол
его в значительной степени регулировался издревле установившимся обычным
правом, носителями и выразителями которого являлись лучшие улусные  люди
- почетные старики. Улусные люди - они же сородичи - обязаны были своему
вождю послушанием и ратной  службой;  они  вносили  подати  на  покрытие
разных нужд как общественных, так и личных тайши или нойона.  Внутреннее
устройство У. отмечено всеми чертами  родового  быта.  У.,  как  слишком
обширный родовой союз,  делился  естественно  на  более  мелкие  родовые
группы - отеки, аймаки  и  хотоны.  Каждая  из  этих  групп  управлялась
наследственным старейшим родоначальником, которому присваивались  разные
названия - зайсанга (глава отока), шуленги (глава аймака), ахха или  ага
(глава хотона). Отвечая за благополучие и порядок в своих кочевьях перед

Страницы: «« « 3148   3149   3150   3151   3152   3153   3154   3155   3156  3157   3158   3159   3160   3161   3162   3163   3164   3165   3166  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь