|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3149 3150 3151 3152 3153 3154 3155 3156 3157 3158 3159 3160 3161 3162 3163 3164 3165 3166 3167 » »» нойоном или тайшой, старейшины содействовали тому, что такая подвижная,
текучая общественная группа, как У., сохраняла свою целость, представляя
собою прекрасно организованную как для самозащиты, так и нападения
боевую орду. В видах большей боевой готовности У. делились еще на
искусственные группы - сотни, сорока и десятки, а для сохранения его
целости строго возбранялось родовичам откочевывать в чужие У. Всякий
перебежчик по строгим началам ойратства подлежал возврату в старый его
род, так как освященный веками обычай обязывал родовича стоять всю жизнь
на страже. своей родной ставки, своего куреня (хотона). Родовой характер
улусного устройства у монгольских патриархальных племен сказывается в
трех основных устоях его: родовой солидарности, ответственности и
круговой поруке. Родовая солидарность одно-улусных родовичей выражается
в обязательном призрении бедных и взаимной помощи. По исконным обычаям
монголов, всякий бедняк не только находил у своих одноулусников пищу и
приют, но также радушный, братский приют. Богатый сосед всегда приходил
на помощь бедному, снабжая его скотом, съестными припасами и всем
нужным. Безвозмездный взаимный обмен услуг между родовичами считался
обязательным. Круговая порука и ответственность членов одного У. перед
членами другого вытекали из того основного начала родового быта, в силу
которого всякий У. играл по отношению к чужому роду или У. роль одного
коллективного лица. За вину родовича отвечал не только виновный, но все
родовичи того союза, к которому он принадлежал. Если виновник
какого-либо преступления не открывался, то штраф или виру платил весь
род или весь У., на который падало подозрение. Напротив, очистительная
присяга одного или нескольких одноулусников совершенно освобождала в
некоторых случаях заподозренного родовича. Улусный суд, состоявший из
правителя У. и почетных стариков, разбирал споры между одноулусниками;
междуродовой суд решал дела, касавшиеся интересов нескольких У. или
родов. Древнее улусное устройство потерпело значительные изменения у
волжских калмыков в первой половине прошлого столетия (в 1834 г.).
Главнейшие из них заключаются в том, что сильно были урезаны права
владельцев улусов. У. были ограничены территориально: судебная власть
нойонов перешла к суду "зарго", в котором рядом с депутатами от
калмыцкого народа заседали также русские чиновники. У восточных монголов
родовая организация У. сохранилась до сих пор в гораздо. большей
чистоте. У бурят, судя по некоторым историческим данным, улусное
устройство в момент их перехода в русское подданство (в XVII в.) было
совершенно тожественно с организацией У. у монголов; но с течением
времени бурятский У. теряет свои первоначальные большие размеры и
начинает означать небольшую группу близкородственных ротонов, кочевавших
вместе. Так, в степных законах селенгинских бурят (от 1823 г.) слово У.
употребляется в смысле стойбища или небольшой группы юрт или кибиток,
составляющих только малую часть рода. Еще 30 - 40 лет тому назад
бурятский У. имел следующий внешний вид. Каждый У. состоял обыкновенно
из нескольких жерденных загородей. В каждой загороди находилось
несколько юрт с разными пристройками. В одной из этих юрт жид старший в
семье бурят, старик со старухой, иногда с какими-нибудь сиротами
родственниками. В другой, рядом стоявшей юрте, жил сын этого старика, с
женой и детьми. Если у старика были еще женатые сыновья, то и они жили в
особых юртах, но в той же загороди. У всего этого семейного родового
круга пашни, покосы, скот были общие. Все члены загороди работали
сообща. При всякой жаренине, при всяком сборе гостей все участвовали,
как одна семья. Рядом, в другой подобной же изгороди, жили ближайшие
родственники главы первой группы юрт, напр. его братья со своими
семьями; и тут в одной общей изгороди, посредине, стояла юрта старшего в
роде, по бокам - юрты его сыновей. В более отдаленных загородях жили
дальние родственники, которые назывались соседями. Наконец, еще более
отдаленные родственники обособлялись в новый У., имевший такое же
устройство. Группа подобных соседних У. составляла род, родовую общину
(Щапов). Внешний вид бурятского У., таким образом, был совершенно
тожествен с видом большого калмыцкого У.: разница между ними была только
в числе кибиток и в пространстве, занимаемом ими. Начала родовой
солидарности и взаимной помощи сказывались у бурят в целом ряде обычаев
и обрядов, происхождение которых относится к глубочайшей древности, Так,
во всех улусных общинах безродные сироты и бедные ходили по юртам, как
по своим родным жилищам, и находили там приют и пропитание. Они могли
сами, без всякого спросу, взять что увидят в юрте съестного. Если в
какой-нибудь юрте закалывали барана, готовили жаренину, то буряты всех
одноулусных юрт могли, не стесняясь, идти на жаренину, как на общую
трапезу. К общеродовым и, следовательно, улусным обязанностям относятся
также поднесение невесте подарков, когда она перед свадьбой объезжает
своих родных; уплата калыма в складчину за бедного жениха; так наз.
"нэшвер", заключающийся в том, что всякий раз, когда кто-нибудь
устраивает у себя свадьбу, вечеринку и т. д., родственники-одноулусники,
и даже из других У., обязаны привозить с собою мясо, молочные продукты и
другие съестные припасы, служащие серьезным подспорьем для родовича,
устроившего торжество. Круговая порука и ответственность у селенгинских
бурят долго сохранялись в виде обязанности платить за украденную вещь
или скотину, если воровской след привел к У. и последний не мог его
отвести. Присяга одного или нескольких близких родственников,
удостоверяющая добросовестность и честность заподозренного лица,
освобождала его от наказания. Таких черт общеродовой солидарности и
ответственности в бурятских У. в начале XIX в. было гораздо больше, но
за последнее столетие улусное устройство бурят претерпело едва ли не еще
более серьезные изменения, нежели устройство калмыков. Главные причины
этих изменений - смешение родов, распространение среди бурят ламаизма с
одной стороны и хлебопашества с другой. В направлении, разлагавшем
древнюю родовую организацию бурят, влияли также правительственные
мероприятия последних десятилетий. Бурятские У. во многих местах
обратились в неподвижные жилые места, с разнородным населением; древнее
обычное право выходило из употребления и уступало место новым
правоотношениям, а вместе с тем падали и те устои, которые придавали
улусной организации такую крепость и единство. Ср. Pallas, "Sammlungen
der historischen Nachrichten uber die Mongolischen Volkerschaften";
Georgi, "Reisen"; M. Kroll, "Das Geschlechts- und Familienwesen der
Transbaikalischen Burjaten" ("Zeitschrift fur Social- und
WirtschaftsGeschichte", 1898); Леонтович, "Калмыцкое право"; его же,
"Древний МонголоОйратский устав взысканий"; Голстунский,
"Монголо-Ойратский закон 1640 г."; Самоквасов, "Сборник обычного права
сибирских инородцев"; А. Щапов, "Бурятская улусная родовая община"
Страницы: «« « 3149 3150 3151 3152 3153 3154 3155 3156 3157 3158 3159 3160 3161 3162 3163 3164 3165 3166 3167 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |