Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

звучания  в  разных  языках  имен, имеющих общее происхождение:
Фе[о]дор --  Теодор,  Фома  --  Том[ас].  До  реформы  русского
алфавита  в  его  составе (в качестве предпоследней) была буква
"фита" -- Q, предназначенная для передачи заимствованных  слов,
включающих  букву  "тета".  И  слово  "скифы" в дореволюционных
изданиях писалось через "фиту". В действительности же "скит" --
чисто русский корень, образующий лексическое гнездо со  словами
типа   "скитаться",  "скитание".  Следовательно,  "скифы-скиты"
дословно  означают:  "скитальцы"  ("кочевники").  Вторично,   в
качестве позднейшего заимствования из греческого языка, где оно
служило  названием  пустыни, общая корневая основа "скит" вновь
вошла  в  русское  словоупотребление  в   смысле:   "отдаленное
монашеское убежище" или "старообрядческий монастырь".
     Ломоносов  по  поводу  вопроса:  можно ли именовать Мосоха
прародителем славянского племени вообще  и  русского  народа  в
частности -- высказался гибко и дипломатично. Великий россиянин
не   принял   бесповоротно,   но   и  не  отверг  категорически
возможности положительного ответа, оставляя  "всякому  на  волю
собственное  мнение"4.  Аналогичным  образом  было  расценено и
предположение   о   вероятном   родстве   московитов-славян   с
Геродотовым  племенем  месхов,  оказавшихся  в конечном счете в
Грузии.  Что  касается  самой  Геродотовой  "Истории",  то   ее
авторитет  для  раскрытия  генетических корней русского племени
Ломоносов считал непререкаемым. В концентрированном виде  такое
же   понимание  впоследствии  сформулировал  другой  выдающийся
русский историк -- Иван Егорович Забелин (1820 -- 1909):
"...Никакая отрицающая  и  сомневающаяся...  критика  не  может
отнять  у  русской  истории  истинного  сокровища,  ее  первого
летописца, которым является сам Отец истории -- Геродот"5.
     Ныне  представление  о  прямом  родстве  славяноруссов  со
скифами  и другими древними народами Евразии считается не иначе
как наивным.  Между  тем  позиция  Татищева  --  Ломоносова  --
Забелина может быть существенно подкреплена за счет аргументов,
заимствованных   из   исторического  языкознания,  мифологии  и
фольклора. Линия, идущая от историков ХVII -- ХVIII веков, была
продолжена  и  закреплена   в   трудах   Дмитрия   Ивановича
Иловайского  (1832  --  1920)  и  Георгия  Владимировича
Вернадского (1877 -- 1973), написавшего по-английски  книгу
"Древняя  Русь" (1938 г.; рус. издание -- 1996 г.), где история
русского народа начинается с Каменного века и проводится  через
последующие  этапы:  киммерийский,  скифский, сарматский и т.д.
Нельзя  пройти  и  мимо  исторических  сочинений  Александра
Нечволодова  и  Льва  Гумилева.  Известный в прошлом
археолог  и  историк  русского   права   Дмитрий   Яковлевич
Самоквасов   (1843   --   1911)  также  отстаивал  скифское
происхождение  русского  народа,  а   прародину   славяноруссов
именовал  Древней  Скитанией6. Естественно, речь должна идти не
об одном только русско-скифском родстве, но  и  о  генетическом
единстве  множества  народов,  населявших  в древности просторы
Евразии.
     История не всегда благосклонна  к  собственным  радетелям,
подвижникам  и летописцам. Примеров тому не счесть. Для русских
же поучительна и показательна жизнь  и  деятельность  человека,
внесшего   неоспоримый   вклад   в  становление  и  организацию
исторической науки  в  России.  Имя  его,  мало  что  говорящее
современному  читателю,  -- Александр Дмитриевич Чертков
(1789 -- 1853). Он обладал одним  из  самых  богатых  в  России
собраний  книжных,  рукописных  и нумизматических редкостей. На
данной основе впоследствии была  создана  и  отстроена  (дом  с
лепным  фасадом  в  начале  Мясницкой улицы) знаменитая частная
Чертковская библиотека -- бесплатная  и  общедоступная.  Здесь,
кстати,  до перехода в Румянцевский музей работал Н.Ф.Федоров и
здесь же состоялось его знакомство с  молодым  К.Э.Циолковским:
длительное  общение  в  стенах Чертковской библиотеки в 1873/74
гг.  оказало  решающее  влияние  на  формирование  космического
мировоззрения    будущего   основоположника   теоретической   и
практической космонавтики.  Бесценное  собрание  Черткова  было
подарено Москве, некоторое время пребывало в Румянцевском музее
(ныне Российская государственная библиотека), в настоящее время
книги  находятся  в  Исторической  библиотеке,  а рукописи -- в
Историческом музее.
     В  последние  годы  жизни  Чертков   являлся   президентом
Общества  истории  и  древностей  российских  и  опубликовал во
Временнике данного Общества, а также в виде отдельных  оттисков
(книг)  несколько  удивительных  исторических изысканий: "Очерк
древнейшей  истории  протословен"  --  (1851  г.),  "Фракийские
племена,  жившие  в  Малой Азии" (1852 г.), "Пеласго-фракийские
племена, населившие  Италию"  (1853  г.),  "О  языке  пеласгов,
населивших  Италию"  (1855  г.).  Опираясь  на  глубокое знание
древних языков и практически на все  доступные  ему  источники,
Чертков  указал  на  языковое  и  этнокультурное сродство между
славяноруссами, с одной стороны, а, с другой, --  с  пеласгами,
этрусками,  скифами, фракийцами, гетами, эллинами, римлянами...
Однако открытие  ученого-романтика,  которого  можно  с  полным
основанием  сравнить  с  Генрихом Шлиманом, не стало событием в
отечественной и мировой историографии -- здесь  в  почете  были
совершенно      иные     ценности:     эмпирико-позитивистские,
вульгарно-социологические, психологические,  структуралистские,
семантико-семиотические и т.п.
     И  сегодня  время Черткова еще не наступило -- проделанная
им колоссальная работа  ждет  и  своего  продолжения,  и  своих
продолжателей. Впрочем, современный подход требует не выведения
славяно-русского  языка  из  пеласгийского  или из этрусского и
критского, как это было недавно проделано в книге Г.С.Гриневича
"Праславянская письменность. Результаты дешифровки" (М., 1993),
а поиска общих истоков всех индоевропейских и неиндоевропейских
языков.
     Корни русского языка и русского народа  находятся  гораздо
глубже.  Истоки  Руси уходят в тысячелетние дали и обнаруживают
свои начала в той нерасчлененной этнолингвистической  общности,

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси