Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»

языка  и  системы  образов  мифологического   мышления.   Стоит
правильно подобрать ключ -- и перед изумленным взором откроются
бездонные  глубины.  Правда, придется отказаться от большинства
бытующих стереотипов.
     Что это означает применительно к языку? За  последние  два
века своего существования сравнительно-историческое языкознание
добилось  крупных  успехов  в  области  систематизации языков и
установлении родства между ними  в  рамках  отдельных  языковых
семей,   например,   индоевропейской,   досконально  проследило
эволюцию  фонетических  (звуковых),  графических  (алфавитных),
морфологических   (словосоставных),   лексических  (словарных),
грамматических и  иных  форм  различных  языков.  Дальше  этого
обычно не идут. Более того, исследовательское поле за пределами
существующей    традиционной    границы   считается   запретной
территорией. Но это -- всего лишь Terra incognita, ждущая своих
первооткрывателей. Действовать  им  придется  решительно  и  не
полагаться на эмпирическую ползучую приземленность традиционных
методов.
     Многого, скажем, достигли этимологи, чья задача: объяснять
происхождение   конкретных  слов,  раскрывать  их  генетические
корни,  устанавливать  первичную   структуру   и   сходство   с
лексическими  единицами  живых  и мертвых языков. Этимология --
скрупулезная наука: филигранной реконструкции  подвергаются,  к
примеру,  звуковой  и словообразовательный состав слов с учетом
чередования, трансформации и выпадения конкретных звуков. Но  в
большинстве  своем  этимологи  не  стремятся  заглянуть  далеко
вглубь. Индоевропейское языкознание во временном плане  доходит
до  языка  священных  ведийских  текстов  и санскрита. Связи же
между различными языковыми семьями исследуются  очень  робко  и
без  надежной  исторической  базы.  Между тем, если исходить из
концепции единого происхождения  языков  мира,  --  открываются
совершенно  новые  пути осмысления разных языков и далеких друг
от друга культур. На смену традиционной микроэтимологии,
ориентирующейся на близкородственные языковые  связи,  приходит
макроэтимология, исходящая из древней языковой общности.
Для макроэтимологии традиционный морфологический и фонетический
догматизм не играет большой роли, и она допускает лексические и
морфологические модификации, незнакомые для микроэтимологии.
     Что   же   такое   археология   языка  и  реконструкция
смысла? Нагляднее всего это видно на  конкретных  примерах.
Знакомое  и  всеми  любимое слово "весна" -- казалось бы, такое
русское-прерусское. Однако оно имеет общее основание с  другими
индоевропейскими  языками  и  восходит  к  древним общеарийским
корням. Достаточно взглянуть на производное  от  слова  "весна"
прилагательное  "вешний",  чтобы  увидеть в нем индийского Бога
Вишну и более общее русское понятие  (Все)вышний,  обозначающее
высшее    безначальное    Божество,   олицетворяющее   главного
властелина Вселенной (на что указывает его местоположение --  в
"вышине").  По-болгарски  и сербохорватски "высокий" звучит как
"више" (ср. русскую сравнительную степень "выше"). Не  случайно
также     в     эпических    песнях    Эдды    верховный    Бог
древнескандинавского пантеона Один именуется Высоким.
     Одним из первых, кто указал на взаимосвязь слов  "вышний",
"вечный", "вещий" и "вешний" с именем индоарийского Бога Вишну,
был  русский  писатель  и  историк-любитель  Александр Фомич
Вельтман (1800 -- 1870).  Он  обратил  на  это  внимание  в
первой  же  своей  исторической  монографии  "Индо-Германе, или
Сайване" (1856 г.). Кроме  этого,  плодовитый  автор-беллетрист
опубликовал  еще  три  собственно исторические книги: "Атилла и
Русь IV -- V в." (1858  г.),  "Маги  и  Мидийские  Каганы  XIII
столетия"  (1860  г.),  "Первобытное верование и буддизм" (1864
г.),   где   содержится   немало    более    чем    смелых    и
полуфантастических   предположений  по  истории  Древней  Руси.
Интересно также, что и того же происхождения наименование вишни
-- прежде всего  дерева,  а  затем  уже  и  его  ягод.  Другими
словами,  вишня -- это дерево Вишну. На юге России и на Украине
вишня издавна была почитаемым деревом -- в одном ряду с  дубом,
березой,  ясенем,  липой. Существовал обычай вырезать посошки и
палочки из вишневого  дерева.  Считалось,  что  вишневая  палка
наделена  особой  волшебной силой, которая к тому же передается
от деда к отцу и от отца к сыну.
     Тождественность Вишну и Всевышнего однозначно  проявляется
и   в   смысловом   (семантическом)   плане.   В   переводе   с
древнеиндийского (ведийского) Вишну  означает  "проникающий  во
все",    "всеобъемлющий".   По   индуистским   воззрениям,   он
символизирует  энергию,  упорядочивающую  Космос,  и  считается
"владыкой  существования  и творения Вселенной": "Мир возник от
Вишну и пребывает в нем.  (Вишну)  --  творец  существования  и
предбытия  мира,  он  --  мир"8.  Именно  таким образ Держателя
Вселенной,  возникший  еще  в  пору  индоевропейской  общности,
рисовался  и  протославянам. Каменное изваяние Прото-Вишну было
обнаружено    археологами    при    раскопках    курганов     в
Днепропетровской  области  (рис.  13).  Оно  представляет собой
низкорослого   лысого   и   бородатого   мужчину    (одно    из
первоначальных   воплощений   классического   Вишну  --  "лысый
карлик"), испещренного  со  всех  сторон  петроглифами  в  виде
следов  (след -- традиционный знак, божественное клеймо Вишну),
фигурами людей в сексуальных позах, животных,  смыслообразующих
орнаментов  и  информационно насыщенных "черт и резов". В своей
совокупности все это вместе взятое и олицетворяет Вселенную 9.
     Между тем у Керносовского  идола  имеются  также  хвост  и
звериные уши (или рога?). Данные аксессуары вполне подходят и к
древнегреческому Божеству стад, лесов и полей -- Пану, имеющему
доэллинское и, скорее всего, общеиндоевропейское происхождение.
Кстати,  и  имя  Пан  родственно  имени  Вишну,  означая "все".
Следовательно,  Прото-Вишну  тождественен  Прото-Пану.   Другое
дело,    что   общеиндоевропейское   Божество,   олицетворяющее
Вселенную, постепенно видоизменяло свои первоначальные  функции
-- по мере расщепления первичной этнической общности и миграций
праэтносов  по  всей  территории  Евразии.  Если в индуизме Бог

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси