|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »» языка и системы образов мифологического мышления. Стоит
правильно подобрать ключ -- и перед изумленным взором откроются
бездонные глубины. Правда, придется отказаться от большинства
бытующих стереотипов.
Что это означает применительно к языку? За последние два
века своего существования сравнительно-историческое языкознание
добилось крупных успехов в области систематизации языков и
установлении родства между ними в рамках отдельных языковых
семей, например, индоевропейской, досконально проследило
эволюцию фонетических (звуковых), графических (алфавитных),
морфологических (словосоставных), лексических (словарных),
грамматических и иных форм различных языков. Дальше этого
обычно не идут. Более того, исследовательское поле за пределами
существующей традиционной границы считается запретной
территорией. Но это -- всего лишь Terra incognita, ждущая своих
первооткрывателей. Действовать им придется решительно и не
полагаться на эмпирическую ползучую приземленность традиционных
методов.
Многого, скажем, достигли этимологи, чья задача: объяснять
происхождение конкретных слов, раскрывать их генетические
корни, устанавливать первичную структуру и сходство с
лексическими единицами живых и мертвых языков. Этимология --
скрупулезная наука: филигранной реконструкции подвергаются, к
примеру, звуковой и словообразовательный состав слов с учетом
чередования, трансформации и выпадения конкретных звуков. Но в
большинстве своем этимологи не стремятся заглянуть далеко
вглубь. Индоевропейское языкознание во временном плане доходит
до языка священных ведийских текстов и санскрита. Связи же
между различными языковыми семьями исследуются очень робко и
без надежной исторической базы. Между тем, если исходить из
концепции единого происхождения языков мира, -- открываются
совершенно новые пути осмысления разных языков и далеких друг
от друга культур. На смену традиционной микроэтимологии,
ориентирующейся на близкородственные языковые связи, приходит
макроэтимология, исходящая из древней языковой общности.
Для макроэтимологии традиционный морфологический и фонетический
догматизм не играет большой роли, и она допускает лексические и
морфологические модификации, незнакомые для микроэтимологии.
Что же такое археология языка и реконструкция
смысла? Нагляднее всего это видно на конкретных примерах.
Знакомое и всеми любимое слово "весна" -- казалось бы, такое
русское-прерусское. Однако оно имеет общее основание с другими
индоевропейскими языками и восходит к древним общеарийским
корням. Достаточно взглянуть на производное от слова "весна"
прилагательное "вешний", чтобы увидеть в нем индийского Бога
Вишну и более общее русское понятие (Все)вышний, обозначающее
высшее безначальное Божество, олицетворяющее главного
властелина Вселенной (на что указывает его местоположение -- в
"вышине"). По-болгарски и сербохорватски "высокий" звучит как
"више" (ср. русскую сравнительную степень "выше"). Не случайно
также в эпических песнях Эдды верховный Бог
древнескандинавского пантеона Один именуется Высоким.
Одним из первых, кто указал на взаимосвязь слов "вышний",
"вечный", "вещий" и "вешний" с именем индоарийского Бога Вишну,
был русский писатель и историк-любитель Александр Фомич
Вельтман (1800 -- 1870). Он обратил на это внимание в
первой же своей исторической монографии "Индо-Германе, или
Сайване" (1856 г.). Кроме этого, плодовитый автор-беллетрист
опубликовал еще три собственно исторические книги: "Атилла и
Русь IV -- V в." (1858 г.), "Маги и Мидийские Каганы XIII
столетия" (1860 г.), "Первобытное верование и буддизм" (1864
г.), где содержится немало более чем смелых и
полуфантастических предположений по истории Древней Руси.
Интересно также, что и того же происхождения наименование вишни
-- прежде всего дерева, а затем уже и его ягод. Другими
словами, вишня -- это дерево Вишну. На юге России и на Украине
вишня издавна была почитаемым деревом -- в одном ряду с дубом,
березой, ясенем, липой. Существовал обычай вырезать посошки и
палочки из вишневого дерева. Считалось, что вишневая палка
наделена особой волшебной силой, которая к тому же передается
от деда к отцу и от отца к сыну.
Тождественность Вишну и Всевышнего однозначно проявляется
и в смысловом (семантическом) плане. В переводе с
древнеиндийского (ведийского) Вишну означает "проникающий во
все", "всеобъемлющий". По индуистским воззрениям, он
символизирует энергию, упорядочивающую Космос, и считается
"владыкой существования и творения Вселенной": "Мир возник от
Вишну и пребывает в нем. (Вишну) -- творец существования и
предбытия мира, он -- мир"8. Именно таким образ Держателя
Вселенной, возникший еще в пору индоевропейской общности,
рисовался и протославянам. Каменное изваяние Прото-Вишну было
обнаружено археологами при раскопках курганов в
Днепропетровской области (рис. 13). Оно представляет собой
низкорослого лысого и бородатого мужчину (одно из
первоначальных воплощений классического Вишну -- "лысый
карлик"), испещренного со всех сторон петроглифами в виде
следов (след -- традиционный знак, божественное клеймо Вишну),
фигурами людей в сексуальных позах, животных, смыслообразующих
орнаментов и информационно насыщенных "черт и резов". В своей
совокупности все это вместе взятое и олицетворяет Вселенную 9.
Между тем у Керносовского идола имеются также хвост и
звериные уши (или рога?). Данные аксессуары вполне подходят и к
древнегреческому Божеству стад, лесов и полей -- Пану, имеющему
доэллинское и, скорее всего, общеиндоевропейское происхождение.
Кстати, и имя Пан родственно имени Вишну, означая "все".
Следовательно, Прото-Вишну тождественен Прото-Пану. Другое
дело, что общеиндоевропейское Божество, олицетворяющее
Вселенную, постепенно видоизменяло свои первоначальные функции
-- по мере расщепления первичной этнической общности и миграций
праэтносов по всей территории Евразии. Если в индуизме Бог
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |