|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» Вишну сохранил и преумножил верховные и властные функции в
составе великой триады Тримурти: Брахма -- Вишну -- Шива, то в
условиях других исторических условий и иной идеологической
доминанты -- Олимпийской религии, пришедшей на смену старым
доэллинским верованиям, -- Бог Пан, ранее олицетворявший "Все",
превратился во второстепенное лицо Олимпийского пантеона, хотя
никто не отрицал его глубоких корней, уходящих в первозданную
природу. Естественно, менялись изображения или изваяния
Божеств. Прото-Вишну так же мало походит на классические
скульптуры вишнуистского канона, как Прото-Пан на образ
скотьего Бога со свирелью в руке на известной картине Михаила
Врубеля "Пан". Художественное воплощение нетождественно
заложенному в него смыслу.
Нет сомнения, что понятие "(Все)вышний" перешло в
христианскую традицию из глубокой древности. Этимологи выводят
слово "весна" из древнеиндийского vasantas -- "весна";
vasar -- "рано" -- откуда древнеисландское var --
"весна", латышское и литовское vasara -- "лето").
Фонетические и лексические закономерности в их историческом
развитии лишь частично перекрывают закономерность формирования
и передачи во времени (от поколения к поколению) смысла
понятий, имеющих словесно-знаковую оформленность, но
развивающихся по совершенно иным закономерностям. Филолог может
и не заметить цепочку взаимосвязанных слов: "Вишну" -- "вешний"
-- "весна". Но мимо этого не сможет пройти культуролог, который
оперирует не фонетическими, а смысловыми закономерностями,
имеющими происхождение более высокого порядка. Из этих
соображений вытекает и следующий пример. Фамилия великого
русского художника Сурикова происходит от слова "сурик" --
краска темно-красного цвета. Но, в свою очередь, понятие
"сурик" проистекает от имени древнеарийского красно-солнечного
Божества -- Сурьи (отсюда и наше Красное Солнышко).
Бессмысленно искать какие-то аналогии между реальной личностью
-- Суриковым и Солнцем-Сурьей, но связь этих понятий очевидна,
когда речь идет об археологии смыслов, показывающих их полное
совпадение.
Ниже будут прослежены неслучайные параллели между
древнеегипетской и древнеславянской мифологиями: Солнцебоги Хор
(Гор) и Хорс, смертоносный гроб Осириса (Осиянного) и Святогора
(Светогора), птица Феникс и Финист Ясный Сокол. Но есть еще
один общий -- более психологический, чем смысловой -- аспект
сходства мироощущений древних египтян и русских. На него
обращал особое внимание Василий Васильевич Розанов (1856
-- 1919). Он считал русский "трепет к звездам" чертой,
ничего не имеющей общего с христианским миропредставлением ("О
звездном небе ничего нет в Евангелии"). Истоки русского
народного космизма следует искать в Египте и Вавилонии: именно
отсюда проистекают звезды на темно-синих куполах некоторых
русских храмов, а также подвешенные лампады, имитирующие
"висящие" звезды древневосточных святилищ10.
Итак, видим: единый праязык единого пранарода дал цепную
реакцию, в результате которой возникло все лингвистическое
многообразие. Значение и звучание многих современных слов (в
том числе и в русском языке) уходит своими корнями в общий
праязык. Наиболее приближенным к нему по времени и, главное, --
уцелевшим по сей день (в виде литературных памятников и
составленных на их основе словаря и грамматики) является
санскрит (собственно древнеиндийским считается язык
Вед). Руководствуясь им, а также другими источниками, нетрудно
раскрыть корни многих современных понятий.
В санскрите одно из слов для обозначения понятия света:
ruca ("светлый", "ясный") и ruc ("свет",
"блеск"). В последующем языковом развитии "шь" и "ц"
превратилось в "с" (чередование согласных и гласных звуков --
обычное фонетическое явление даже на протяжении небольших
временных периодов) и достаточно неожиданным (на первый взгляд)
образом осело в столь значимых для нас словах, как "русский" и
"Русь". Первичным по отношению к ним выступает более архаичное
слово "русый", прямиком уходящее в древнеарийскую лексику и по
сей день означающее "светлый". От него-то (слова и смысла) и
ведут свою родословную все остальные однокоренные слова языка.
Данная точка зрения известна давно. Еще русский историк и
этнограф польского происхождения, один из основоположников
отечественной топонимики Зориан Яковлевич
Доленга-Ходаковский (1784 -- 1825), критикуя норманистские
пристрастия и предпочтения Н.М.Карамзина, писал: "Тогда б
увидел и сам автор [Карамзин. -- В.Д.], касательно
Святой Руси, что сие слово не составляет ничего столь мудреного
и чужого, чтобы с нормандской стороны, непременно из-за
границы, получать оное; увидел бы что оно значит на всех
диалектах славянских только цвет русый (blond) и что русая коса
у всех ее сыновей, как Rusa Kosa i Rusi Warkocz [коса.
-- В.Д.] у кметей (крестьян) польских равномерно
славится. <...> Есть даже реки и горы, называемые
русыми".11
Таким образом, этноним "русский" и топоним "Русь"
сопряжены с санскритским словом ruca и общеславянским и
древнерусским "русый" со смыслом "светлый" (оттенок). Если
открыть "Толковый словарь живого великорусского языка"
Владимира Даля на слово "Русь", то найдем там аналогичное
объяснение: "русь", по Далю, означает прежде всего "мир",
"бел-свет", а словосочетание "на руси" значит "на виду". У Даля
же находим еще одно удивительное слово -- "светорусье",
означающее "русский мир, земля"; "белый, вольный свет на Руси".
Здесь не только корневые основы, но и их значения сливаются в
одно целое. О распространенности и укорененности понятия
"светорусье" можно судить по "Сборнику Кирши Данилова", где
эпитет "светорусские могучие богатыри" выступает как норма. Еще
раньше (по письменной фиксации) сочетание слов "светлый" и
"русский" употребляется в договоре князя Олега с греками 911
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |