Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

Вишну сохранил и преумножил  верховные  и  властные  функции  в
составе  великой триады Тримурти: Брахма -- Вишну -- Шива, то в
условиях других  исторических  условий  и  иной  идеологической
доминанты  --  Олимпийской  религии,  пришедшей на смену старым
доэллинским верованиям, -- Бог Пан, ранее олицетворявший "Все",
превратился во второстепенное лицо Олимпийского пантеона,  хотя
никто  не  отрицал его глубоких корней, уходящих в первозданную
природу.  Естественно,  менялись   изображения   или   изваяния
Божеств.  Прото-Вишну  так  же  мало  походит  на  классические
скульптуры  вишнуистского  канона,  как  Прото-Пан   на   образ
скотьего  Бога  со свирелью в руке на известной картине Михаила
Врубеля   "Пан".   Художественное   воплощение   нетождественно
заложенному в него смыслу.
     Нет   сомнения,   что   понятие  "(Все)вышний"  перешло  в
христианскую традицию из глубокой древности. Этимологи  выводят
слово  "весна"  из древнеиндийского vasantas -- "весна";
vasar -- "рано" -- откуда древнеисландское var --
"весна",  латышское  и  литовское  vasara  --   "лето").
Фонетические  и  лексические  закономерности  в их историческом
развитии лишь частично перекрывают закономерность  формирования
и  передачи  во  времени  (от  поколения  к  поколению)  смысла
понятий,   имеющих    словесно-знаковую    оформленность,    но
развивающихся по совершенно иным закономерностям. Филолог может
и не заметить цепочку взаимосвязанных слов: "Вишну" -- "вешний"
-- "весна". Но мимо этого не сможет пройти культуролог, который
оперирует  не  фонетическими,  а  смысловыми  закономерностями,
имеющими  происхождение  более  высокого   порядка.   Из   этих
соображений  вытекает  и  следующий  пример.  Фамилия  великого
русского художника Сурикова  происходит  от  слова  "сурик"  --
краска  темно-красного  цвета.  Но,  в  свою  очередь,  понятие
"сурик" проистекает от имени древнеарийского  красно-солнечного
Божества   --   Сурьи   (отсюда   и   наше  Красное  Солнышко).
Бессмысленно искать какие-то аналогии между реальной  личностью
-- Суриковым  и Солнцем-Сурьей, но связь этих понятий очевидна,
когда речь идет об археологии смыслов, показывающих  их  полное
совпадение.
     Ниже   будут   прослежены   неслучайные   параллели  между
древнеегипетской и древнеславянской мифологиями: Солнцебоги Хор
(Гор) и Хорс, смертоносный гроб Осириса (Осиянного) и Святогора
(Светогора), птица Феникс и Финист Ясный  Сокол.  Но  есть  еще
один  общий  --  более психологический, чем смысловой -- аспект
сходства  мироощущений  древних  египтян  и  русских.  На  него
обращал особое внимание Василий Васильевич Розанов (1856
-- 1919).  Он  считал русский "трепет к звездам" чертой,
ничего не имеющей общего с христианским миропредставлением  ("О
звездном   небе  ничего  нет  в  Евангелии").  Истоки  русского
народного космизма следует искать в Египте и Вавилонии:  именно
отсюда  проистекают  звезды  на  темно-синих  куполах некоторых
русских  храмов,  а  также  подвешенные  лампады,   имитирующие
"висящие" звезды древневосточных святилищ10.
     Итак,  видим:  единый праязык единого пранарода дал цепную
реакцию, в  результате  которой  возникло  все  лингвистическое
многообразие.  Значение  и  звучание многих современных слов (в
том числе и в русском языке)  уходит  своими  корнями  в  общий
праязык. Наиболее приближенным к нему по времени и, главное, --
уцелевшим  по  сей  день  (в  виде  литературных  памятников  и
составленных  на  их  основе  словаря  и  грамматики)  является
санскрит   (собственно  древнеиндийским  считается  язык
Вед). Руководствуясь им, а также другими источниками,  нетрудно
раскрыть корни многих современных понятий.
     В  санскрите  одно  из слов для обозначения понятия света:
ruca  ("светлый",   "ясный")   и   ruc   ("свет",
"блеск").   В   последующем   языковом   развитии  "шь"  и  "ц"
превратилось в "с" (чередование согласных и гласных  звуков  --
обычное  фонетическое  явление  даже  на  протяжении  небольших
временных периодов) и достаточно неожиданным (на первый взгляд)
образом осело в столь значимых для нас словах, как "русский"  и
"Русь".  Первичным по отношению к ним выступает более архаичное
слово "русый", прямиком уходящее в древнеарийскую лексику и  по
сей  день  означающее  "светлый". От него-то (слова и смысла) и
ведут свою родословную все остальные однокоренные слова  языка.
Данная  точка  зрения  известна  давно.  Еще  русский историк и
этнограф  польского  происхождения,  один  из  основоположников
отечественной        топонимики       Зориан       Яковлевич
Доленга-Ходаковский (1784 -- 1825), критикуя  норманистские
пристрастия  и  предпочтения  Н.М.Карамзина,  писал:  "Тогда  б
увидел и  сам  автор  [Карамзин.  --  В.Д.],  касательно
Святой Руси, что сие слово не составляет ничего столь мудреного
и   чужого,  чтобы  с  нормандской  стороны,  непременно  из-за
границы, получать оное;  увидел  бы  что  оно  значит  на  всех
диалектах славянских только цвет русый (blond) и что русая коса
у  всех  ее сыновей, как Rusa Kosa i Rusi Warkocz [коса.
-- В.Д.]  у  кметей   (крестьян)   польских   равномерно
славится.   <...>  Есть  даже  реки  и  горы,  называемые
русыми".11
     Таким  образом,  этноним  "русский"   и   топоним   "Русь"
сопряжены  с санскритским словом ruca и общеславянским и
древнерусским "русый"  со  смыслом  "светлый"  (оттенок).  Если
открыть   "Толковый   словарь   живого   великорусского  языка"
Владимира Даля на  слово  "Русь",  то  найдем  там  аналогичное
объяснение:  "русь",  по  Далю,  означает  прежде  всего "мир",
"бел-свет", а словосочетание "на руси" значит "на виду". У Даля
же  находим  еще  одно  удивительное  слово  --   "светорусье",
означающее "русский мир, земля"; "белый, вольный свет на Руси".
Здесь  не  только корневые основы, но и их значения сливаются в
одно  целое.  О  распространенности  и  укорененности   понятия
"светорусье"  можно  судить  по  "Сборнику Кирши Данилова", где
эпитет "светорусские могучие богатыри" выступает как норма. Еще
раньше (по письменной  фиксации)  сочетание  слов  "светлый"  и
"русский"  употребляется  в  договоре князя Олега с греками 911

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси