Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

одновременно с размером почестей, стали чрезмерно расцениваться
и  его  благодеяния.  И его навеки объявили вечным царем Всего.
<...> Повествуют, что <...> сыновья Урана разделили
царство; из них наиболее  видными  являются  Атлант  и  Кронос.
Атлант  получил  по  жребию  местности, прилегающие к Океану, и
этот народ получил название атлантийцев, и самая высокая гора в
этой стране подобным  же  образом  получила  название  Атланта.
Рассказывают, что он точно преподал [людям] астрономию и первым
же  дал  людям  науку  о  сферах.  По  этой причине составилось
мнение, что весь Космос держится на плечах Атланта14.
     Таким образом,  Диодор  Сицилийский  считал  Урана  первым
царем  загадочной  страны Атлантиды, исчезнувшей впоследствии в
пучинах океана. Именно Уран объединил атлантов "в одно общество
или гражданство" (доподлинные слова греческого  историка).  При
этом  подчеркивалось:  Уран  властвовал  не  только  в  странах
Запада, но и на Севере.
     Аналогичным  образом   представлялся   и   верховный   Бог
древнегерманского  пантеона  Один.  Первоначально он мыслился в
человеческом обличии и лишь впоследствии был обожествлен. Дадим
слово древнему свидетельству: "Один был великий  воин  и  много
странствовал  и  завладел  многими  державами. Он был настолько
удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве,  и  потому
люди  его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая
своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва
возлагал руки им на  голову  и  давал  им  благословение.  Люди
верили,  что  тогда  успех  будет  им обеспечен. Когда его люди
оказывались в беде на море или на суше, они  призывали  его,  и
считалось,  что  это  им  помогало.  Он считался самой надежной
опорой. Часто  он  отправлялся  так  далеко,  что  очень  долго
отсутствовал"15.
     В  данном  же  плане  нужно рассматривать и закодированное
общечеловеческое  знание,  доставшееся   нам   от   предков   и
прапредков   в   виде   фольклористики.  В  научной  и  учебной
литературе в последнее время возобладало мнение о фольклоре как
преимущественно об  устном  народно-поэтическом  творчестве,  к
тому  же  оторванном  от реальной действительности. На самом же
деле фольклористика как  базисный  пласт  мировой  культуры  --
явление  не  просто  емкое,  но  в  полном  смысле необъятное и
неисчерпаемое. Будучи простым и удобным каналом  аккумуляции  и
передачи  накопленного  за  многие  тысячелетия опыта и знаний,
фольклор  (дословно  "народная  мудрость")  вобрал  в  себя   в
специфически     компактной     символическо-образной     форме
многообразные факты истории, этногенеза, а  также  связанные  с
бытовыми    традициями,   мировоззренческими   представлениями,
культовыми ритуалами, обрядами, поверьями, пережитками  и  т.п.
Один  из  основоположников современного традиционализма Рене
Генон (1886 -- 1951) так расценивал действительное значение
фольклора (в его соотношении с мифологией) для познания истории
и предыстории: "Народ сохраняет, сам того не  понимая,  останки
древних   традиций,   восходящие  порою  к  такому  отдаленному
прошлому, которое было бы затруднительно определить  и  которое
поэтому  мы  вынуждены относить к темной области "предыстории";
он  выполняет  в  некотором  роде  функцию  более   или   менее
"подсознательной"   коллективной  памяти,  содержание  которой,
совершенно очевидно, пришло откуда-то еще"16.
     Отсюда и фольклористика как наука призвана в полном объеме
собирать  и  изучать  различные  проявления  жизни  народа  как
элемента исторически сложившейся цивилизации. Ни в коей мере не
является  она  исключительно  филологической наукой (или частью
таковой), напротив, она становится абстрактной и  непонятной  в
отрыве  от этнографии, религиоведения, археологии, социологии и
философии истории. Попытка представить русскую сказку,  былину,
песню, заговор и т.д. вне их обусловленности народным бытием во
всех   нюансах   его   исторического   развития   оборачивается
искаженным  истолкованием  этих  ценнейших  памятников  русской
культуры, отразивших все основные вехи ее становления.
     У   нас   ведь   как   принято   относится  к  фольклорным
произведениям? К сказке, например? Как к чисто развлекательному
жанру. А сказке той, быть может, десятки тысяч  лет  и  донесла
она  до нынешних дней дыхание наших далеких прапредков, осколки
их тотемного мышления,  наивно-целостного  миросозерцания.  Или
так  называемый  обрядовый  фольклор, связанный в том числе и с
древнейшими   народными   празднествами:   Коляда,   Масленица,
Кострома,  Иван  Купала  и др. Здесь соединено все -- и остатки
языческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытный
ритуал, и песни, и танцы, и  карнавал.  Традиции,  возникшие  в
глубинах  веков  и  тысячелетий,  передавались  из  поколения в
поколение,  закреплялись  в  слове   и   обрядовой   символике,
демонстрируя  нераздельность человека и высших космических сил,
проявлявшихся в смене времен года, дня и ночи,  закономерностях
движения на небосводе (иллюзорного, как известно) Солнца, Луны,
других светил и звезд.
     На  первый взгляд нет ничего на свете более несхожего, чем
наука и фольклор. Но если вдуматься --  есть  между  ними  одна
несомненно    общая   черта.   Это   --   способ   описания   и
воспроизведения действительности. И наука и фольклор пользуются
одним  и   тем   же   универсальным   языком   символов.
Символическую   форму   имеют   и   логические   абстракции,  и
философские   категории,    и    художественные    образы,    и
мифологические сюжеты, и фольклорные мотивы (все они облачены в
словесно-знаковую,  а следовательно -- символическую оболочку).
Естественные науки  предпочитают  излагать  добытое  позитивное
знание  на  символическом языке математики или иным способом --
как это имеет место в химических формулах. Может  быть,  такова
вообще  природа человека -- отражать мир в символической форме?
А может быть, сам человек и есть главный  символ  Мироздания  и
источник  всех  прочих  символов? Символы не существуют сами по
себе, а в качестве таковых они  должны  быть  преломлены  через
сознание.  На  Земле  человек -- главный носитель сознания. Как
Микрокосм  он  создает  образ,  картину,   символ   Микрокосма,

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси