Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»

парадоксальным  на  первый взгляд, обнаруживаются и в Библии. В
Книге Исаии говорится об обители (сонме) Богов на краю  Севера,
куда стремился один из возгордившихся и наказанных за это сынов
человеческих  --  Денница,  сын  Зари (Ис. 14, 13). Северные те
Боги, по Библии, обитают на священной горе, хорошо известной  в
индоиранской традиции под названием Меру. В книге Иова подробно
и  эмоционально  описывается  полярная  ночь:  "Ночь  та, -- да
обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не  войдет
в  число  месяцев!  О!  ночь та -- да будет она безлюдна; да не
войдет в  нее  веселие!  Да  проклянут  ее  проклинающие  день,
способные разбудить Левиафана! Да померкнут звезды рассвета ее:
пусть  ждет  она  света,  и  он не приходит: и да не увидит она
ресниц  денницы..."  (Иов  3,  6-9).  В  Книге  Иисуса   Навина
содержится  ссылка  на  еще более древнюю книгу Праведного, где
описывается поведение Солнца в  приполярных  областях:  "Стояло
Солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день" (Нав.
10,  13).  Данный  фрагмент практически полностью соответствует
строкам Ригведы: "Свою колесницу Бог Солнца  остановил  посреди
неба",  где  также  в метафорической форме описывается полярный
день.
     А есть ли полярные  мотивы  в  древнегреческих  мифах?  Не
могут  не быть, если только прапредки эллинов пришли с Севера и
принесли с собой ядро тех сказаний, которые, приспособившись  к
новым   условиям  и  обрастая  массой  подробностей,  приобрели
впоследствии  привычный  для  нас  вид.  Но   сквозь   оболочку
позднейших  наслоений  нет-нет  да  и  сверкнет Полярная звезда
памяти о далеком прошлом.  Так,  перед  битвой  с  гигантами
Зевс   велел  Солнцу-Гелиосу,  Луне-Селене  и  Заре-Эос  не
светить  на  землю.  В  небе  остались  только  звезды.   Здесь
явственный   намек:   гигантомахия   (точнее   --   события  ей
предшествовавшие) сопряжена с полнощными  странами  и  полярной
ночью.  Также в легендах о рождении Геракла различные источники
единодушно свидетельствуют: когда Зевс  соблазнил  Алкмену,  их
первая  брачная  ночь ознаменовалась тем, что Солнце трое суток
не поднималось над  Землей.  Такое  может  случиться  только  в
Приполярье   или   Заполярье.   Следовательно,   именно  там  и
происходили описываемые  события.  И  именно  туда,  на  родину
предков,  неоднократно  возвращался  величайший герой древности
Геракл  при  совершении  некоторых  из  своих  подвигов  и  при
освобождении   Прометея.   Лишь   в   эпоху  расцвета  античной
цивилизации    первичное    ядро    северных    легенд     было
трансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья.
     Один    из    крупнейших   представителей   сравнительного
языкознания и сравнительной мифологии Макс Мюллер  (1823
-- 1900)    не   без   оснований   полагал,   что   в   период,
предшествовавший образованию современных этносов, каждое  слово
в  первоначальном  арийском  языке  было  мифом,  каждое имя --
образом, каждое существительное -- определенным лицом и  каждый
предлог  --  маленькой драмой. По этой причине многие языческие
Боги -- индийские, иранские, греческие, германские,  славянские
и   прочие   --  не  что  иное,  как  результат  персонификации
поэтических обозначений (имен), неожиданных даже для  тех,  кто
их  придумал.  Интересно  взглянуть  под данным углом зрения на
скупые сведения древних историков,  связанные  с  преданиями  о
Гиперборее.  Естественно,  что в Ведах, Авесте, Библии и других
древних книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее,  ни  о
гиперборейцах,    поскольку    это    вообще   не   автохтонные
наименования. Дословно этноним гиперборейцы означает  "те,  кто
живет  за  Бореем  (Северным  ветром)",  или просто -- "те, кто
живет на Севере". В древнерусской географии также было  принято
разделение  мира  по  ветрам,  и  территория современной России
обозначалась соответственно  по  направлению  северного  ветра.
"Благословил  есть  праотец  наш Ной, -- сказано в "Мазуринском
летописце", -- прадеда нашего  Иафета  частию  земли  западного
всего и северного и полунощного ветров".28
     О   гиперборейцах  писали  многие  античные  авторы.  Одни
подвергали  сомнению  само  существование  гиперборейцев  ввиду
отсутствия  достоверных фактов. Так, отец истории Геродот, хотя
и четко помещает их на крайнем Севере  на  берегах  "последнего
моря",  опасается  домысливать что-либо к известным ему фактам,
связанным с регулярным принесением даров  в  храм  Аполлона  на
острове Делос посланцами гиперборейцев. Напротив, другой гигант
античности Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о реальном
древнем  народе,  живущем  у  Полярного  круга, имеющем древние
традиции  и  генетически  связанном  с  эллинами,  а  также   с
культурой  и  религией  всего  античного  мира  --  через культ
Аполлона.
     Плиний Старший -- один из самых беспристрастных ученых  --
старался  излагать  только  бесспорные  факты, воздерживаясь от
каких-либо  комментариев.  Вот  что  дословно  сообщал   он   в
"Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами,
по ту сторону Аквилона [Северный ветер -- синоним Борея. --
В.Д.],  счастливый народ (если можно этому верить), который
называется гиперборейцами, достигает весьма  преклонных  лет  и
прославлен  чудесными легендами. Верят, что там находятся петли
мира и крайние пределы обращения светил. Солнце  светит  там  в
течение  полугода,  и  это  только  один  день, когда солнце не
скрывается (как  о  том  думали  бы  несведущие)  от  весеннего
равноденствия  до осеннего, светила там восходят только однажды
в год при летнем солнцестоянии, а заходят  только  при  зимнем.
Страна  эта  находится  вся на солнце, с благодатным климатом и
лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются
рощи, леса; культ Богов справляется отдельными  людьми  и  всем
обществом;  там  неизвестны  раздоры  и  всякие болезни. Смерть
приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и
легких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они  бросаются
в  море.  Это  --  самый  счастливый  род  погребения... Нельзя
сомневаться в существовании этого народа" [подчеркнуто мной. --
В.Д.]29.
     Даже из этого небольшого отрывка из "Естественной истории"

Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси