Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

авторы  прямо называют Крона гиперборейским Божеством, владыкой
Полюса и полярных стран. Неспроста ведь  в  отдельных  античных
источниках  современная акватория Ледовитого океана именовалась
Кронидским морем. Латинским эквивалентом Бога Крона был Сатурн.
Именно под этим именем он упоминается  как  Божество  славян  в
книге  арабского  путешественника Аль-Массуди. В X веке, еще до
введения христианства на Руси, он посетил  нынешние  российские
территории, путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одном
из славянских Храмов на Черной горе, рассказывает Аль-Массуди в
книге  "Золотые  луга",  стоял  идол,  представлявший Сатурна в
образе старца с палкою в руках, ею он разгребал могильные кости
смертных;  под  правою  ногой  были  изображены  разного   рода
муравьи, а под левою вороны и другие подобные птицы35.
     Ясно,  что упомянутое славянское Божество Времени и Смерти
имело свое собственное имя  --  в  прошлом  веке  его  пытались
реконструировать  известные европейские мифологи. Со ссылкой на
чешские  хроники  считали,  что  имя  его  Ситоврат,  созвучное
Сатурну  и  означающее  Солнцеворот (или, возможно также, Врата
Солнца). Со ссылкой на средневековые латинские словари считали,

Крона,  а  также  названию  одной  из  разновидностей сокола --
"кречета".  Подобной   точки   зрения   придерживался   Якоб
Гримм,   проделавший  скрупулезный  лингвистический  анализ
данного теонима.  В  конечном  счете  родственными  имени  Крът
(Крон)   признаются  слова  с  корнем  "крес"  --  ("огонь")  и
"крад-крак", включая название древнего польского города Краков.
От себя добавим, не менее созвучен имени Крът и топоним Крит --
название    средиземноморского    острова,    очага    эгейской
цивилизации.  Для  имени  Зевс  --  низвергателя Крона и других
титанов -- тоже нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Это
слово "зев",  и  "зов",  и  сопряженные  с  ними  единоосновные
глаголы  "зиять", "звать", "зевать". Последний, по Далю, помимо
общераспространенного   смысла,   означал   также:   "кричать",
"орать",  "реветь".  "Зев  --  рев" -- вот, вероятнее всего, та
смысловая  "вилка",  которая  нашла  свое  отражение  в   имени
Олимпийского Громовержца.
     А   какие   сведения   можно  почерпнуть  в  древнерусских
источниках?  Крупнейший  русско-украинский  историк  Николай
Иванович   Костомаров   (1817   --   1885)   в   монографии
"Севернорусские  народоправства  во  времена   удельно-вечевого
уклада  (История  Новгорода,  Пскова  и  Вятки)"  ссылается  на
хронографы XVI и XVII веков,  где  записана  уже  упоминавшаяся
легенда о начале Русской земли. Здесь рассказывается о потомках
Яфета   (Япета)  Скифе  и  Зар-дане,  переселившихся  на  юг  в
Причерноморье; в свою  очередь  их  потомки  --  Словен  и  Рус
вернулись  в места прежнего проживания своих предков на Севере.
Имя Зар-дан в русских источниках нигде более не  зафиксировано.
Оно  может  быть интерпретировано двояким образом: во-первых, с
учетом чередования согласных звуков и по  аналогии  с  понятием
Зрван,  означающим  Время и прямиком выходящим на его греческий
эквивалент Хронос-Крон[ос]; во-вторых, как  собственно  русское
имя,  состоящее  из  двух  русских корней "зар" (ср.: "заря") и
"дан" (ср.: "данный") -- в таком  случае  Зардан  сродни  имени
Богдан.  Думается,  однако, что различие между обоими подходами
условно, если обратиться к теории единого происхождения  языков
мира;   впрочем,   общая   основа   наверняка  отыщется  уже  в
общеиндоевропейских корнях.
     Сходным образом понятие и  слово  "титан"  образуют  общее
лексико-смысловое  гнездо  с  исконно  русскими словами: "тита"
(женская грудь -- "титька"), "тетя", "тятя"  ("тата  --  отец",
откуда  и  слово "отечество") -- все они предполагают некоторую
близкородственную основу. По поводу Крона в  русских  летописях
есть   еще   одно   любопытное  свидетельство,  почерпнутое  из
византийских хроник, излагавших эллинскую мифологию. В  русском
Хронографе  редакции 1512 года упоминается один из прародителей
человечества -- исполин Крон, названный так "по  имени  великой
звезды"  (то  есть  планеты  Сатурн). Русский хронограф считает
Крона дедом великого пророка  Зороастра,  "рекше  зорозвездник,
славный перьскый звездозаконник".
     Остается  разобраться  с этимологией имени Япет (Иапет) --
Яфет (последнее в древности писалось  --  Афет,  в  современных
изданиях   --   Иафет).   С   ним   сопрягается   имя  Ипат  --
мистически-роковой  символ  русской  истории:  с   Ипатьевского
монастыря  началась история династии Романовых, а в Ипатьевском
доме в Екатеринбурге она трагически завершилась. Полное имя для
Ипата -- Ипатий, он же -- Евпатий, древнерусское  написание  --
Еупатий (так звали организатора сопротивления Батыю в Рязанском
княжестве),  восходящее  к  греческому  Евпатору,  что означает
"благородный" (такое прозвище  было  у  знаменитого  властителя
Боспорского  царства Митридата VI). Русское имя Ипат, исходя из
греческой  первоосновы,  также  переводят  обычно:   "знатный",
"важный".
     Однако  нахождение  иноязычного эквивалента -- лишь первый
шаг  на  пути  отыскания  истины:   корни   и   греческого,   и
славяно-русского   слов   наверняка  уходят  в  более  глубокие
лексические и смысловые пласты, тем более  когда  речь  идет  о
легендарном  прародителе  индоевропейских  и прочих народов. Не
лишено  вероятности,  что  имя  Иапет  --   обычное   прозвище,
связанное  с  древнегреческим  глаголом  iapto, значение
которого  многопланово:  "кидать",   "бросать",   "низвергать",
"произносить",  "нападать",  "поражать", "носиться", "мчаться",
"плясать".   Соответственно   и   Иапет   может   считаться   и
Низвергателем,   и   Мчащимся,   и   Плясуном,   и  т.д.  Среди
неавтохтонных пришлых народов, известных античным авторам, были
иаподы,   жившие   на   стыке   Балканского   и    Апеннинского
полуостровов,  а  также иапиги, поселившиеся в конечном счете в
Италии, куда они прибыли с Крита под водительством Иапига, сына
легендарного  мастера  Дедала  и  неизвестной   критянки.   Что
заставило критян спешно покинуть остров -- колыбель доэллинской
цивилизации,  --  об  этом история умалчивает. Известно однако,

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси