Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

к   числу   "темных".   Расхождения   по   поводу  их  генезиса
существовали уже между Гомером и Гесиодом. По Гесиоду, как  уже
отмечалось, отец двенадцати титанов и титанид -- это Уран-Небо,
а  мать  -- Гея-Земля. В дальнейшем титанами именовались и дети
первого поколения, например, Прометей -- сын Япета  (Иапета)  и
Климены.  У  Гомера  титаны  -- дети не Урана и Геи, а Океана и
Тефиды -- родоначальников всего живущего.  (Между  прочим,  то,
что  наименование "титаны" образовано от имени матери -- Тефиды
(Титии),   свидетельствует   о   матриархальности    отношений,
доминировавших   во   времена   их   владычества.  Напротив,  с
воцарением Олимпийцев  утвердились  отношения  патриархальные.)
Аполлодор  в  "Мифологической библиотеке" придерживается версии
Гесиода. Впоследствии их точка зрения  и  была  канонизирована,
хотя  уже  многие  античные  авторы  -- и в их числе знаменитый
философ Гераклит  Эфесский  --  выражали  глубокие  сомнения  в
компетенции  Гесиода. Это подтверждают и некоторые, как принято
выражаться, независимые источники.
     Сохранились свидетельства так называемых Сивиллиных  книг,
некогда    обширных   мифологических   источников   древнейшего
происхождения.   Первоначально   Кумская    Сивилла    принесла
последнему   царю   Древнего   Рима  Тарквинию  Гордому  девять
священных  книг,  и  уже  тогда  шесть  из  них  были  сожжены.
Оставшиеся   не   раз   переписывались,  сокращались,  пока  их
окончательно не уничтожили варвары после захвата Рима.  Тем  не
менее  некоторые  отрывки  уцелели,  среди  них  --  касающиеся
происхождения  титанов.  Иногда  утверждают:  перед   нами   не
подлинник,  а  позднейший пересказ. Ну и что! Ничуть не меркнет
заслуга нередко безымянных авторов,  сумевших  донести  до  нас
голос  подлинника,  в том или ином виде бывшего у кого-то перед
глазами. Ценность  первоначальных  свидетельств  не  снижается,
оттого что они передаются от поколения к поколению.
     В  III  Сивиллиной  книге  излагается  версия, отличная от
общепринятой: титаны вовсе не были Первобогами, а  представляли
десятое  поколение, жившее после потопа (какого по счету потопа
-- не говорится). Самое  интересное,  что  Титан  в  Сивиллиной
книге  -- имя собственное: "И владычествовали тогда Крон, Титан
и Япет, названные превосходнейшими детьми Геи (Земли)  и  Урана
(Неба),  по  причине того, что они были лучшими земными людьми.
Вся земля была разделена между  ними  на  три  части  и  каждый
владычествовал в своей части бесспорно, ибо отец наложил на них
клятву,  а дележ был справедливый. Но когда старому отцу пришел
конец и он умер, тогда клятва была нарушена постыдным  образом,
и  сыновья  заспорили  о  царском достоинстве и владычестве над
всеми людьми. Воевали же  (преимущественно)  Крон  и  Титан"32.
Далее подробно рассказывается о перипетиях этой борьбы.
     Поражает   обыденность  и  приземленность  данной  версии:
титаны и будущие Олимпийцы оказываются простыми  людьми  (Зевс,
кстати,  прозывается  Дисом и признается таким же смертным, как
все люди, Боги и полубоги). Любопытна  интерпретация  и  самого
образа Титана: первоначально это брат-соперник Крона и Япета (в
Сивиллиной  книге  --  вопреки  Гесиоду  и Аполлодору -- они не
называются  титанами;  зато  таковыми  именуются   60   сыновей
первородителя).
     Имеются веские основания предполагать, что Титан -- вообще
не имя, а прозвище. Исходя из значения древнегреческого слова и
близких  ему  по  смыслу  слов, "титан" означает: "простирающий
руку",  "стремящийся",  "мыслитель",  "властелин",   "питатель"
("властелин"  уместно  признать основным смыслом). Точно так же
Прометей  --  сын  Япета  (Ипета)  --  не  имя  собственное,  а
прозвище:  "провидец",  "промыслитель",  "прозорливец", "ведун"
(от слов: "ведать, "проведать"),  то  есть  из  одного  ряда  с
русскими  словами:  "ведьма"  (ж.  род), "волхв" (м. род). Крон
также в известном смысле  прозвище:  имена  Крон[ос]  и  Хронос
тождественны,   а   Хронос   означает   Время.   Косвенно   это
подтверждает  и  один  из  фундаментальных  памятников  мировой
историографии  --  "История  Армении"  (V в. н.э.). Ее автор --
выдающийся сын армянского народа Мовсес  Хоренаци  также
опирался  на  III  Сивиллину  книгу, но другую ее редакцию, где
вместо Крона-Хроноса фигурирует его персидский эквивалент Зрван
(Зерван). В древнеиранской мифологии Зрван -- Время, являющееся
первоначальной  мировой  субстанцией;   отсюда   --   зерванизм
(зрванизм)   --  самобытная  философская  концепция,  оказавшая
непосредственное влияние  на  зороастризм,  маздеизм,  иудаизм,
гностицизм,   каббалистику,  а  в  манихействе  Зрван  и  вовсе
является Верховным Богом.
     Вообще  же  имя  древнегреческого  Первобога-титана  Крона
родственно  таким  русским  словам,  как  "крона"  (дерева) или
"корона" (от лат. corona -- венок). Поэтому  изначальный
смысл   самого   имени   Крон   можно   реконструировать   как:
"верховник",  "венценосец".  Одновременно   в   русском   языке
прижился  и  вторичный  смысл  имени Крона -- Хронос-Время. Имя
Крона,  олицетворяющее  им  онтологическое   и   историософское
значение  времени, сохранилось и в современном слове "хроника".
Древнее  русифицированное  его  звучание  --   "кроника",   где
корневая основа "крон" наличествует в первозданном виде. Термин
"кроника"  в  различных  ее  вокализациях был достаточно широко
распространен в  старинной  книжной  литературе,  где  выступал
синонимом  слова  "летопись", обозначая исторические своды -- в
особенности иноязычные и переводные33  .  Из  общего  корневого
гнезда  проистекают  и  другие  исконно  русские  слова: глагол
"кроить" и существительное  "край",  восходящее  к  тому  же  к
авестийскому  karаna  -- "край", "сторона" (см.: Словарь
М.Фасмера).
     Несмотря  на   олимпийский   переворот,   Крон   продолжал
почитаться  практически  во  всех  странах  древнего мира -- от
Египта до территорий,  заселенных  славянами,  ибо,  по  мнению
древних  -- свидетельствует Плутарх, -- "все произошло от Крона
и  Афродиты"34,  то  есть  --  от  всепоглощающего  времени   и
всепобеждающей  любви. Древние считали его еще и Богом холода и
зимы -- еще одно  указание  на  полярную  прародину.  Некоторые

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси