Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

г., текст которого включен в "Повесть временных лет".
     Классическая  схема  научного  познания   очерчена   Львом
Гумилевым.  Любую  проблему можно рассматривать по меньшей мере
трояко: с точки зрения мышиной норы,  с  вершины  кургана  и  с
высоты  птичьего  полета.  Современная этимология -- в основном
взгляд из мышиной норы. Этимологи копали глубоко и обильно,  но
при  этом,  как правило, не смотрели вдаль, воображая, что весь
мир языка -- сплошная мышиная нора. Мало кому хватает  фантазии
и  воображения подняться хотя бы на вершину кургана и тем более
достичь высоты птичьего полета.  Макроэтимология  же  позволяет
отвлечься  от  частностей, мелких деталей, нудных транскрипций,
традиционных подходов, закостенелых схем, ползучего  эмпиризма,
-- и,  воспаряя ввысь, взглянуть на современную лексику с высот
тысячелетий.    Безусловно,    вероятность    погрешности     в
макроэтимологических   изысканиях   достаточно  велика,  но  не
настолько, чтобы отступить от  научности,  и  не  намного  выше
традиционных     микроэтимологических     выкладок,    учитывая
значительную вариативность и гипотетичность последних.
     Мифология -- всегда мистифицированная  и  опоэтизированная
история.  И  космология!  Причем  мистификация  происходит  без
всякого злого умысла -- вполне естественным путем. При передаче
сведений  от  поколения  к  поколению  в  условиях   отсутствия
письменности  (если не выработаны специальные приемы сохранения
информации) первоначальные сведения подвергаются неизбежному  и
непроизвольному   искажению.  К  тому  же  в  течение  веков  и
тысячелетий этносы (а  вместе  с  ними  роды,  племена,  семьи)
распадаются,  переселяются с одной территории на другую, а то и
вовсе  исчезают  с  лица  Земли.  Да  еще  войны  и  социальные
перевороты.  Да  еще идеологическая или религиозная цензура. Да
еще  поэты  и  художники  поприбавят.  В  результате  факты   и
превращаются в мифы.
     Значит  ли  все  сказанное,  что мифы -- сплошная выдумка?
Ничуть! Они вполне поддаются научному анализу  и  реконструкции
первоначального  смысла.  В  мифологических  сюжетах  и образах
закодированы и реальные события далекого прошлого, и  отголоски
стародавних   общественных   отношений   и  норм  поведения,  и
представления  о  мироздании  и  его  законах,   и   память   о
катастрофах  в  истории  Земли  и великих переселениях народов.
Именно в таком смысле следует понимать  энергичное  утверждение
Н.Ф. Федорова: "Мифология не басня, а истина, действительность,
и  никогда  ее  не убьет метафизика"12. Применительно к истории
вообще и русской истории в  особенности  не  менее  определенно
высказался   Г.В.Вернадский:   "...Следы  древней  исторической
основы  могут  легко   быть   обнаружены   под   мифологическим
покровом"13.
     Мысль  о  том, что мифология и фольклор (особенно эпос) --
это не что  иное,  как  преломленная  сквозь  призму  народного
миросозерцания   древняя  история,  развивалась  еще  Якобом
Гриммом (1785 -- 1863) в его классическом и,  к  сожалению,
до  сих  пор  не  переведенном  на русский язык труде "Немецкая
мифология" (1835 г.). Но здесь  он  вовсе  не  был  оригинален.
Существует   древнейшая  традиция  --  считать  Богов,  которые
впоследствии  стали  объектом   религиозного   поклонения,   по
происхождению  своему такими же людьми, как и простые смертные.
Подобный подход присущ народам всех континентов, хотя  схемы  и
модели  самого обожествления не всегда и не у всех совпадали. И
уж,  конечно,  сказанное  никак  не  относится  к   позднейшему
монотеизму  мировых религий, рассматривающих Бога как безличное
и достаточно абстрактное Первоначало. Ничего похожего  не  было
ни  в  египетской,  ни  в  ведийской,  ни  в  шумерской,  ни  в
ассиро-вавилонской,  ни  в  древнекитайской,  древнеславянской,
древнекельтской,  древнегерманской,  ацтекской  и  всем  наборе
северо-, центрально- и южноамериканских мифологий.  Здесь  Боги
изначально  выступали  как  люди, разве что наделенные бульшими
способностями и силой воли.
     С  наибольшей  наглядностью  это  проявилось  в   античной
мифологии  и  политеизме.  А возникшие позднее распространенные
переложения, скажем,  древнегреческих  мифов  не  имеют  ничего
общего   с   реальными  событиями.  В  настоящее  время  налицо
восприятие   мифов   исключительно   как   вымысла   --    либо
художественного,      восходящего      к      Гомеру,      либо
социологизированного (в плане вульгарного истолкования  религии
как  иллюзорной  формы  сознания,  а то и прямого обмана). Дабы
убедиться, что все здесь не совсем так и даже  совсем  не  так,
достаточно  обратиться  к сочинениям античных историков Диодора
Сицилийского (единственный раз переведенного на русский язык  в
ХVIII  веке)  или  Дионисия  Галикарнасского (вообще никогда не
переводившегося на русский  язык,  как  и  вавилонский  историк
Берос,   писавший   по-гречески).  Все  трое  излагали  историю
античных Богов в русле реальной человеческой истории.  Вот  что
пишет,  к  примеру,  Диодор об Уране, считавшемся Богом Неба, о
котором и Гомер, и Гесиод, и другие мифологи не могли  сообщить
ничего конкретного и вразумительного:
     "Повествуют,   что   первый  начал  царствовать  у  них
(атлантийцев) Уран, который свел разбросанно  живущих  людей  в
городскую ограду, причем они согласились прекратить внезаконную
и звериную жизнь. Он изобрел употребление и накопление домашних
плодов  и  немало  из других полезных вещей. Он овладел большей
частью вселенной,  по  преимуществу  --  странами  к  западу  и
северу. (4) Ставши усердным наблюдателем звезд, он предсказывал
многое  из  того,  что  должно  совершиться в мире. Он ввел для
народа исчисление года по солнечному движению, месяцев же -- по
луне и научил  распознавать  времена  каждого  года.  Потому-то
многие, не зная вечного порядка звезд, удивлялись происходящему
по   предсказанию;  и,  с  другой  стороны,  предположили,  что
сообщавший об этом причастен божественной  природе.  После  его
ухода  от  людей, ввиду его благодеяний и распознания им звезд,
ему стали воздавать бессмертные почести. Его прозвище перенесли
на мир; одновременно с тем, что он оказался причастен к восходу
и заходу звезд и к прочему, что  совершается  на  небе,  как  и

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси