Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»

отличное от правового режима для местных инвесторов. Однако, последние  годы
произошло определенное размывание четких граней между этими подходами.
   Изменения в политике стран в целом  направлены  на  повышение  открытости
экономики по отношению  к  иностранным  инвестициям,  на  создание  наиболее
благоприятных условий для иностранного капитала. В период 1991-1997 гг.  94%
всех законодательных новаций в мире, касающихся иностранного капитала,  были
нацелены на улучшение инвестиционного климата.

   Таблица 1. Изменения в законодательстве стран в отношении
   иностранных инвестиций

   Годы
   1991
   1992
   1993
   1994
   1995
   1996
   1997
   Число стран, внесших изменения в инвестиционный режим
   35
   43
   57
   49
   64
   65
   76
   Число изменений инвестиционного режима
   82
   79
   102
   110
   112
   114
   151
      более благоприятные для прямых иностранных инвестиций   80
   79
   101
   108
   106
   98
   135
      2
   -
   1
   2
   6
   16
   16

   увеличение стимулов
      Источник: World Investment Report. Trends and Determinants.  UN,  Geneva,
1998, p.57

   Страны, в наибольшей степени осуществившие либерализацию своей  экономики
и ее внешнеэкономической сферы, сумели привлечь и большие объемы инвестиций.
Вместе с тем международный  финансовый  кризис  показал,  что  либерализация
способствовала усилению  уязвимости  стран  к  неблагоприятным  воздействиям
мировой конъюнктуры.
   Российская политика в отношении прямых иностранных инвестиций нуждается в
коренных  изменениях.  Это   диктуется,   во-первых,   неудовлетворительными
результатами привлечения ПИИ, необходимостью привлекать иностранный  капитал
в больших масштабах,  ограниченными  возможностями  поддерживать  внутреннее
накопление за счет других форм зарубежного финансирования.
   Во-вторых, российская политика  в  области  ПИИ  осталась  в  стороне  от
происходящих в мире изменений, несмотря на постоянные декларации о  введении
"национального режима". Единственное, в чем преуспела страна, это в создании
специального режима и  специального  законодательства,  подобного  тем,  что
действуют в ряде развивающихся стран. Однако, административно-правовой режим
в  отношении  ПИИ  остается  достаточно   закрытым,   существует   множество
препятствий для притока и функционирования капитала. Политика в области  ПИИ
часто не согласована с политикой страны  в  других  экономических  областях.
Мало отвечает она и требованиям международных организаций.
   Россия до сих пор так и не  определилась,  какова  должна  быть  политика
привлечения иностранных инвестиций, в этой сфере борются разные подходы.
   Первый подход состоит в том, что специальной политики в отношении ПИИ  не
требуется:   создание   стабильных   макроэкономических   условий   является
достаточным основанием их притока. Эта точка зрения особенно  распространена
в странах с рыночной экономикой. В соответствии с ней в период 50-70-х годов
строили  свою  политику  правительства  многих   стран.   Особый   режим   и
законодательство в отношении иностранных инвестиций были сравнительно  редки
и характерны были в основном для развивающихся стран.  В  80-х  годах  число
стран, использующих особый режим в отношении иностранных  инвестиций,  стало
заметно возрастать, а в 90-х годах вообще произошел резкий скачок: к 1997 г.
такой режим имели уже 143 страны и территории4.
   Согласно второму подходу, иностранные инвесторы  не  должны  пользоваться
лучшими условиями, чем российские производители. Фактически речь идет о том,
что  им  должен  быть  предоставлен   национальный   режим.   Такой   подход
теоретически абсолютно правилен и экономически "справедлив", и Россия должна
делать все необходимое для его практической  реализации.  Однако,  в  России
инвестиционный климат  пока  не  является  привлекательным  для  иностранных
инвесторов, привыкших  функционировать  в  более  благоприятных  условиях  в
других странах. Забота об иностранном  инвесторе  предполагает  и  частичную
компенсацию в связи с общими неблагоприятными условиями накопления в стране.
Кроме того, иностранные инвестиции привносят  новую  технику  и  технологию,

Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России