Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»

инвесторов.
   До сих пор в России отсутствуют две существенные государственные гарантии
для иностранных инвестиций:
   препятствующих деятельности иностранных инвесторов;
   положения и т.п. обстоятельств, чреватых ущербом имуществу инвестора.
   На случай причинения ущерба должно быть предусмотрено полное  возмещение,
включая  упущенную  выгоду.  По  крайней  мере,  речь  могла   бы   идти   о
"незамедлительной" или "своевременной" компенсации, либо о компенсации  "без
необоснованной задержки". Могла бы быть рассмотрена непопулярная возможность
частичного отказа российского государства от своих суверенных иммунитетов  в
судебно-процессуальной области, т.е. от принципа  неподсудности  государства
иностранным судам по искам, предъявленным ему частными лицами.
   Реальным достижением в области инвестиционного законодательства (хотя и с
определенными оговорками) можно считать только Закон о СРП. Законодательство
по СРП открывает большие перспективы. Действуют три крупных многомиллиардных
проекта (два сахалинских и Харьягинское в  Ненецком  округе  могут  привлечь
свыше 30 млрд. долл.), приняты необходимые и получившие одобрение инвесторов
законы  и  несколько  нормативно-правовых  актов,   ведутся   переговоры   с
потенциальными инвесторами по  ряду  новых  крупных  проектов  в  нескольких
регионах.
   Нужно иметь в виду, что речь идет  не  только  о  нефтегазовых  проектах.
Законодательство о СРП обеспечивает  правовой  "зонтик"  и  для  подрядчиков
нефтегазовых компаний. Более того, в регионах, вовлеченных  в  эти  проекты,
появляется платежеспособный спрос, что создает предпосылки для инвестиций  в
самые разные отрасли и проекты.
   Нужно активно использовать  открывшийся  шанс  на  инвестиции.  В  первую
очередь, следует увеличить число месторождений, которые можно переводить  на
режим СРП (сегодня  действует  ограничение  30%  запасов  и  принятый  Думой
перечень нефтяных месторождений почти исчерпал эту квоту).
   Закон  не  должен  включать  квоты  (в  частности,   обязательность   70%
использования отечественного оборудования и 80%  отечественного  персонала),
которые прямо  противоречат  требованиям  ВТО.  Нужно  устранить  из  закона
необходимость законодательного утверждения  перечня  месторождений,  которые
разрабатываются на условиях СРП, и утверждение отдельными законами  СРП  для
месторождений, расположенных на шельфе. И то, и другое - дело Правительства,
а не парламента.
   Наконец, необходимо интенсифицировать подготовку СРП для мелких и средних
месторождений, способствуя  созданию  дополнительных  источников  доходов  в
регионах и снимая проблему регионального дефицита топлива и тепла. В вопросе
нефтяных  месторождений  с  запасами  до  25   млн.   т.   все   необходимые
законодательные акты Парламентом  приняты.  Теперь  задача  Правительства  -
обеспечить организационно-финансовую сторону дела.
   Один  из  наиболее  острых   вопросов,   стоящих   перед   экономикой   -
необходимость    существенного    повышения     эффективности     управления
государственной  собственностью.   Здесь   скрыт   огромный   инвестиционный
потенциал, который  может  быть  реализован  путем  принятия  Концессионного
закона,  или  точнее,  Закона  "Об  инвестиционных  договорах  государства".
Подобный правовой акт мог бы помочь  широкому  и  повсеместному  привлечению
иностранного  капитала,  обеспечив  заключение  контрактов   типа   арендных
договоров между государством и частными инвесторами.
   Подготовка  и  принятие  законодательства  об  инвестиционных   договорах
государства  имеет  принципиальное  значение  для  эффективного   управления
государственной  собственностью  в  разных  отраслях  экономики   и   сферах
деятельности  под  контролем  государства  без   передачи   ее   в   частную
собственность. В конечном счете,  такое  законодательство  может  обеспечить
выработку новых подходов к приватизации,  использованию  природных  ресурсов
(что особенно важно для ТЭК и АПК), проведение реформы  коммунально-бытового
хозяйства. Законодательство может  создать  правовую  основу  для  процедуры
банкротств и последующего заключения контрактов с  временными  управляющими,
проводящими  санацию  предприятий.  Адекватные  условия   для   деятельности
иностранного капитала не были созданы ни в ходе ваучерной приватизации, ни в
последующие периоды. Основная проблема сейчас - определить  политику  России
по  отношению  к  иностранному  предпринимательскому   капиталу   с   учетом
достигнутых результатов в этой  области,  задач,  стоящих  перед  российской
экономикой, специфики современного этапа.

   Выводы и возможные меры
   единственный источник свободных средств в условиях затрудненного доступа  на
мировые финансовые рынки и при нулевых сбережениях населения в России. Перед
Правительством стоит задача предпринять экстраординарные  меры  по  созданию
благоприятного инвестиционного климата. Возможный благодаря этому  приход  в
Россию  стратегических   инвесторов   может   рассматриваться   в   качестве
определенной гарантии от новых экономических и политических потрясений.
   может начаться не раньше,  чем  через  2-3  года  при  выполнении  следующих
условий:
   - благоприятные итоги выборов в глазах мирового сообщества;
   - преодоление основных последствий финансового кризиса;
   - устойчивый экономический рост, даже при низких темпах;
   - позитивные изменения в политике привлечения иностранных инвестиций.
   реализации     этого     закона     лишь     подчеркивают     несовершенство
институционально-правовой  базы  для  иностранных   инвестиций.   Необходимо
заполнить "белые пятна" инвестиционного законодательства,  приняв  законы  о
концессиях и свободных экономических зонах, внести изменения  в  действующие
инвестиционные законы.
   российский опыт, легко  ликвидируются),  а  долгосрочные  гарантии  возврата
вложенного капитала. При их отсутствии рост предпринимательского риска ведет
к сокращению инвестиционного предложения и оттоку капитала из страны.
   административной среды, обеспечивающей  деятельность  в  России  компаний  с
долгосрочными интересами.
   1 Вместе с тем, нельзя исключать случаи изъятия капитала из предприятий с
иностранным участием или выплаты таких предприятий  по  кредитам,  взятым  у
материнских  компаний  или  компаний,  к  которым  принадлежат   иностранные
участники СП.

Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России