Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 154 Размер файла: 669 Кб Страницы: «« « 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 » »» системы въезда высшего управленческого персонала; инвестиционных споров, предусмотренное в двусторонних инвестиционных договорах России со многими государствами, но отсутствующее во внутреннем законодательстве; запрещены иностранные инвестиции или их применение ограничено. Требуется также подумать о целесообразности принятия закона "О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов". Рассчитывать на то, что с принятием этого закона не будут появляться новые запреты, в условиях стихийного законотворчества в России необоснованно, поскольку у региональных властей останется достаточно лазеек для обхода этого закона. Для создания и поддержания разветвленной системы финансовых льгот сегодня стране трудно выделить средства. Кроме того, эффективность таких стимулов далеко не всегда оправдывает себя. К примеру, из множества созданных к настоящему времени свободных экономических зон реально функционируют единицы, другие же являются, скорее, удобным прикрытием для вывоза капитала из страны. Несмотря на это, количество проектов создания новых свободных экономических зон растет. В условиях, когда продолжают сокращаться как внутренние, так и иностранные инвестиции, страна не может позволить себе взять курс на полное устранение системы стимулов для инвесторов. Это - задача на перспективу. Сегодня же целесообразно сохранить эту систему, изменив принципы предоставления стимулов, а в ряде случаев - и сами стимулы. Эти стимулы, однако, должны применяться на условиях национального режима, ни в коем случае не носить индивидуального характера. Предоставляя такие стимулы, Россия должна в полной мере учитывать правила международных экономических организаций, занимающихся вопросами иностранных инвестиций, особенно ВТО и ОЭСР. При разработке системы стимулирования предстоит пересмотреть вопрос о том, что будут поощрять такие стимулы. В начале 90-х годов поощрялось развитие отдельных регионов и отраслей. В настоящее время стимулы направлены на увеличение объема инвестиций. В будущем России, видимо, целесообразно стимулировать приток новых технологий, рост производства и экспорта современной продукции. В целом же упор должен делаться на создание стабильных условий для деятельности иностранного капитала. Последнее предполагает закрепление или предоставление ряда новых гарантий в законодательстве, гарантирование инвестиций как через Агентство по страхованию и гарантированию инвестиций, так и через федеральный и региональные бюджеты. Вопрос создания указанного Агентства по своей важности выходит на первый план в деле сокращения политических и экономических рисков при инвестициях в Россию. Это та область, где страны с рыночной экономикой и международные организации могут оказать серьезную помощь как при организации Агентства, так и в финансировании его деятельности. Задачи в области законодательства В конце 1998-начале 1999 года вступили в силу законы "О соглашениях о разделе продукции (СРП)", "Об инвестиционной деятельности", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", в первом чтении был принят закон о свободных экономических зонах, внесен Правительством в Думу законопроект о поправках в закон о недрах. Это создало некую иллюзию благополучия в развитии процесса привлечения иностранных инвестиций. Между тем несовершенство принятых законов, нечеткость и непоследовательность правоприменительной практики лишь усиливают потребность в ускоренном формировании правовой базы, необходимой для привлечения иностранных инвестиций. Закон об инвестиционной деятельности практически не вносит ничего нового в российское законодательство и вряд ли окажет заметное воздействие на приток иностранного капитала в Россию. Закон об иностранных инвестициях по ряду положений является шагом назад по сравнению с предыдущим законом 1991 года. Он концептуально рыхлый, содержит много противоречий и неточностей, отсылочных положений. Согласно Закону льготы предоставляются только приоритетным проектам (крупные инвестиционные проекты со значительным иностранным участием) независимо от сферы приложения инвестиций. Однако в данном случае льготы можно было бы использовать не только для стимулирования объема инвестиций, но и притока капиталовложений, обеспечивающих технический прогресс в российской экономике. В Законе льготы предусмотрены только в отношении таможенных пошлин. Между тем практика многих стран доказала эффективность такого инструмента, как налоговые каникулы, и других налоговых льгот. Закон фактически ликвидирует полноценную стабилизационную оговорку (нераспространение на иностранных инвесторов неблагоприятных изменений в законодательстве - "дедушкина оговорка"). В нынешнем виде стабилизационная оговорка сводится только к неизменности налогового режима и оставляет возможность введения, например, квотирования. Для бизнеса, ориентированного на экспорт или импорт, это может быть критическим фактором стабильности инвестиционного проекта. В процессе совершенствования инвестиционного законодательства необходимо иметь в виду: как это делается в п.5 ст.9 Закона. Это - не льгота, а гарантия, и природа их разная. При наличии льготы инвестор получает что-либо от государства дополнительно к условиям, существующим для других инвесторов, в случае гарантии - инвестор не получает ничего сверх положенных всем инвесторам нормальных условий деятельности. проектов и предприятий, в которых иностранное участие составляет свыше 25%. Однако, право на нее должны иметь все инвесторы, независимо от размера и доли участия предприятий, причем не только иностранные, но и российские. порядке исключения для приоритетных предприятий. Срок должен равняться периоду окупаемости проектов, что предполагает индивидуальный подход к каждому проекту. От исключений в плане продления нужно отказаться в принципе, либо установить критерии, по которым такое исключение возможно для всех инвесторов. Страницы: «« « 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |