Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 71   72   73   74   75   76   77   78   79  80   81   82   83   84   85   86   87   88   89  » »»

   системы въезда высшего управленческого персонала;
   инвестиционных  споров,  предусмотренное   в   двусторонних   инвестиционных
договорах России со многими государствами, но  отсутствующее  во  внутреннем
законодательстве;
   запрещены иностранные инвестиции или  их  применение  ограничено.  Требуется
также подумать о  целесообразности  принятия  закона  "О  перечне  отраслей,
производств, видов деятельности и  территорий,  в  которых  запрещается  или
ограничивается деятельность иностранных инвесторов". Рассчитывать на то, что
с принятием этого закона не  будут  появляться  новые  запреты,  в  условиях
стихийного законотворчества в России необоснованно, поскольку у региональных
властей останется достаточно лазеек для обхода этого закона.
   Для создания и поддержания разветвленной системы финансовых льгот сегодня
стране трудно выделить средства. Кроме того,  эффективность  таких  стимулов
далеко не всегда оправдывает себя.  К  примеру,  из  множества  созданных  к
настоящему  времени  свободных  экономических  зон   реально   функционируют
единицы, другие же являются, скорее, удобным прикрытием для вывоза  капитала
из страны. Несмотря на это, количество  проектов  создания  новых  свободных
экономических зон растет.
   В  условиях,  когда  продолжают  сокращаться  как   внутренние,   так   и
иностранные инвестиции, страна не может позволить себе взять курс на  полное
устранение системы стимулов для инвесторов. Это  -  задача  на  перспективу.
Сегодня  же  целесообразно   сохранить   эту   систему,   изменив   принципы
предоставления стимулов, а в ряде случаев - и  сами  стимулы.  Эти  стимулы,
однако, должны применяться на  условиях  национального  режима,  ни  в  коем
случае не носить  индивидуального  характера.  Предоставляя  такие  стимулы,
Россия должна в полной мере учитывать  правила  международных  экономических
организаций, занимающихся вопросами иностранных инвестиций, особенно  ВТО  и
ОЭСР.
   При разработке системы стимулирования  предстоит  пересмотреть  вопрос  о
том, что будут поощрять  такие  стимулы.  В  начале  90-х  годов  поощрялось
развитие отдельных регионов и отраслей. В настоящее время стимулы направлены
на увеличение объема инвестиций. В  будущем  России,  видимо,  целесообразно
стимулировать  приток  новых  технологий,  рост  производства   и   экспорта
современной продукции.
   В целом же упор  должен  делаться  на  создание  стабильных  условий  для
деятельности иностранного капитала. Последнее предполагает  закрепление  или
предоставление  ряда  новых  гарантий  в  законодательстве,   гарантирование
инвестиций как через Агентство по страхованию и  гарантированию  инвестиций,
так и через федеральный и региональные бюджеты. Вопрос  создания  указанного
Агентства по своей  важности  выходит  на  первый  план  в  деле  сокращения
политических и  экономических  рисков  при  инвестициях  в  Россию.  Это  та
область, где страны с рыночной экономикой и международные организации  могут
оказать  серьезную  помощь  как  при  организации   Агентства,   так   и   в
финансировании его деятельности.

   Задачи в области законодательства
   В конце 1998-начале 1999 года вступили в силу  законы  "О  соглашениях  о
разделе продукции (СРП)", "Об инвестиционной деятельности", "Об  иностранных
инвестициях в Российской Федерации", в первом  чтении  был  принят  закон  о
свободных экономических зонах, внесен Правительством в Думу  законопроект  о
поправках в закон  о  недрах.  Это  создало  некую  иллюзию  благополучия  в
развитии   процесса   привлечения   иностранных   инвестиций.   Между    тем
несовершенство   принятых   законов,   нечеткость   и   непоследовательность
правоприменительной  практики  лишь  усиливают  потребность   в   ускоренном
формировании  правовой  базы,  необходимой   для   привлечения   иностранных
инвестиций.
   Закон об инвестиционной деятельности практически не вносит ничего  нового
в российское законодательство и  вряд  ли  окажет  заметное  воздействие  на
приток иностранного капитала в Россию.
   Закон об иностранных инвестициях по ряду положений является  шагом  назад
по сравнению с  предыдущим  законом  1991  года.  Он  концептуально  рыхлый,
содержит много противоречий и неточностей,  отсылочных  положений.  Согласно
Закону  льготы  предоставляются  только   приоритетным   проектам   (крупные
инвестиционные проекты со значительным иностранным участием)  независимо  от
сферы приложения инвестиций. Однако в данном случае  льготы  можно  было  бы
использовать не только для стимулирования объема инвестиций,  но  и  притока
капиталовложений,   обеспечивающих   технический   прогресс   в   российской
экономике.
   В Законе льготы предусмотрены только в отношении таможенных пошлин. Между
тем практика многих стран доказала  эффективность  такого  инструмента,  как
налоговые каникулы, и других налоговых льгот.
   Закон  фактически  ликвидирует  полноценную   стабилизационную   оговорку
(нераспространение на иностранных  инвесторов  неблагоприятных  изменений  в
законодательстве - "дедушкина оговорка"). В нынешнем  виде  стабилизационная
оговорка сводится  только  к  неизменности  налогового  режима  и  оставляет
возможность введения, например, квотирования. Для бизнеса,  ориентированного
на экспорт или импорт, это  может  быть  критическим  фактором  стабильности
инвестиционного проекта.
   В процессе совершенствования инвестиционного законодательства  необходимо
иметь в виду:
   как это делается в п.5 ст.9 Закона. Это - не льгота, а гарантия,  и  природа
их разная. При наличии льготы  инвестор  получает  что-либо  от  государства
дополнительно к условиям,  существующим  для  других  инвесторов,  в  случае
гарантии - инвестор не получает  ничего  сверх  положенных  всем  инвесторам
нормальных условий деятельности.
   проектов и предприятий, в которых иностранное участие составляет свыше  25%.
Однако, право на нее должны иметь все инвесторы,  независимо  от  размера  и
доли участия предприятий, причем не только иностранные, но и российские.
   порядке исключения  для  приоритетных  предприятий.  Срок  должен  равняться
периоду окупаемости  проектов,  что  предполагает  индивидуальный  подход  к
каждому  проекту.  От  исключений  в  плане  продления  нужно  отказаться  в
принципе, либо установить критерии, по которым такое исключение возможно для
всех инвесторов.
   

Страницы: «« « 71   72   73   74   75   76   77   78   79  80   81   82   83   84   85   86   87   88   89  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России