Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 77   78   79   80   81   82   83   84   85  86   87   88   89   90   91   92   93   94   95  » »»

использоваться и кредиты ЦБ, и гарантии  государства  и  определенный  объем
бюджетных средств.

   Мировая практика  показывает,  что  капитализация  должна  сопровождаться
весьма жесткими требованиями к банкам с тем, чтобы исключить проведение  ими
рискованных операций, неоправданное удовлетворение  интересов  акционеров  и
менеджеров. Вместе с тем, опыт многих стран свидетельствует о том, что отказ
от капитализации банков или недостаточная  капитализация  неизбежно  вызовут
необходимость вновь вернуться к  этой  проблеме  через  короткое  время.  Не
располагая достаточным капиталом, банковская система будет не в состоянии  в
условиях экономического подъема развернуть  масштабные  операции,  и  прежде
всего кредитование предприятий реального сектора.

   Если  не  произойдет  рекапитализации  российской   банковской   системы,
возможности развития финансового сектора и экономики России  в  целом  будут
крайне ограничены. При недостаточном уровне капитализации банковская система
уже в ближайшие годы может столкнуться  с  новым,  еще  более  тяжелым,  чем
нынешний, кризисом. Возможность этого наглядно подтверждает опыт целого ряда
стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Чили).

   Рекапитализация банков является непременным условием их участия в системе
защиты вкладов населения,  включая  взносы  в  специальный  фонд.  Вопрос  о
создании такой системы крайне актуален для  России,  учитывая  необходимость
восстановления доверия к  банковскому  сектору  и  активизации  его  роли  в
привлечении сбережений населения.

   Потенциальные источники и размеры финансирования

   Финансирование деятельности АРКО по необходимости должно носить смешанный
характер с обязательным включением денежных средств,  векселей  и  облигаций
под   государственные   гарантии   и   других   инструментов.   Потенциально
финансирование может осуществляться из следующих источников:

   1) средства государственного бюджета;
   2) целевые выпуски облигаций Минфина;
   3) кредиты ЦБ;
   4) собственные долговые заимствования АРКО;
   5) кредиты международных финансовых организаций;
   6) новый налог на все или отдельные виды финансовых операций;
   7)  взносы  действующих  коммерческих  банков   в   создаваемую   систему
страхования депозитов или новый Фонд реструктуризации;
   8) кредиты в рамках согласованной инвестиционной программы от институтов,
приобретающих реструктурированные АРКО банки.

   Статус АРКО  предполагает,  что  выпускаемые  им  долговые  обязательства
должны    обеспечиваться    собственными    средствами    Агентства    и/или
государственными  гарантиями.  Соответственно,   объемы   эмиссии   долговых
обязательств АРКО должны быть согласованы с возможностями  бюджета  года  их
погашения.

	В перечень долговых обязательств АРКО могут входить облигации и векселя. Необходимо учитывать, что обычно эмиссия облигаций носит более длительный характер по сравнению с выпуском векселей, требует предварительной регистрации проспекта эмиссии. В случае АРКО как государственной корпорации может потребоваться принятие отдельного закона, регламентирующего выпуск ее облигаций. Обычно облигации выпускаются с целью привлечения долгосрочных ресурсов. В свою очередь, векселя более удобны для непосредственной работы с проблемными банками, поскольку могут выписываться на любую конкретную сумму и срок. Выпуск векселей имеет следующие особенности:

   векселями отличаются более высокой степенью угрозы мошенничества;

   активное применение в  "обходных"  финансовых  схемах  и  отсутствие  единой
инфраструктуры;

   законодательстве практически не отражен.

   Эмитируемые векселя  могут  быть  использованы  АРКО  для  предоставления
проблемным  банкам  вексельных  кредитов  и  выкупа  неликвидных  банковских
активов. Оба варианта подразумевают, что векселя  АРКО  могут  в  дальнейшем
быть использованы проблемными  банками  на  вторичном  рынке  для  получения
реальных финансовых ресурсов. Основные проблемы, возникающие при  проведении
Агентством подобных операций,  касаются  (а)  низкой  начальной  ликвидности
вторичного рынка векселей; (б) возможного конфликта интересов  между  целями
АРКО,  с  одной  стороны,  и   собственниками/акционерами,   кредиторами   и
менеджерами проблемного банка, с другой.

	В качестве средства повышения ликвидности векселей АРКО может быть использована организация Банком России их переучета, проведение с ними сделок "репо" и прием в качестве обеспечения для выдаваемых кредитов. Для облегчения контроля и предотвращения возможных злоупотреблений сфера обращения векселей должна быть максимально ограничена. Условия получения проблемными банками кредитов АРКО могут включать в себя:

   1) формальные требования к размеру банка и величине нормативов;
   2) предварительное обслуживание кредитов, ранее предоставленных ЦБ;
   3)   достижение   договоренности   с   кредиторами   о   реструктуризации
задолженности;
   4)    увеличение    собственного     капитала     за     счет     средств
собственников/акционеров;
   5)   предоставление   банком,   его   собственниками/акционерами    и/или
кредиторами обеспечения, в том числе в  виде  пакета  акций  банка  или  его
управляющей компании;
   6)  солидарную  ответственность   собственников/акционеров   за   возврат
кредита;
   7) целевой характер использования полученных средств.

   При выкупе за счет векселей неликвидных активов у банков в  тех  случаях,
когда это возможно, векселя могут быть переданы самому банку в доверительное
управление. При этом предоставляемые банку векселя АРКО  могут  выписываться
на различные  сроки,  определяя  тем  самым  график  реализации  неликвидных
активов.  Разделение  ответственности  между  государством  в  лице  АРКО  и
собственниками/акционерами банков, которым оказывается финансовая поддержка,
позволит снизить объем использования государственных ресурсов  и  ограничить
неизбежно возникающие моральные  издержки  государственной  помощи  частному
сектору.

   В разгар банковского кризиса осенью 1998 г. расходы  на  реструктуризацию
банковской  системы  оценивались  в  100-110   млрд.   рублей.   Исходя   из
благоприятного сценария, в  соответствии  с  которым  в  предстоящий  период

Страницы: «« « 77   78   79   80   81   82   83   84   85  86   87   88   89   90   91   92   93   94   95  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России