Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»

государства. Часто достоверной и обширной информации о наличии  в  экономике
вакансий оказывается  достаточным  для  сокращения  периода  поиска  работы.
Однако длительно безработные и те, для кого риск дрейфа в эту группу  велик,
едва ли смогут воспользоваться плодами экономического роста и самостоятельно
найдут новую работу.
   Проиллюстрируем,   какими   могут   быть   последствия   различных    мер
вмешательства в функционирование рынка труда.
   Предположим,  что  позитивные  макроэкономические  перемены  приведут   к
созданию новых  рабочих  мест  для  безработных.  Последствием  этого  будет
увеличение оттока. Но происходить этот отток будет преимущественно  за  счет
тех лиц, которые не имели работы в течение коротких сроков и  способность  к
занятости  которых  выше.  При   выполнении   этого   сценария   численность
безработных длительное время и отток из этой  группы  не  меняются.  Уровень
безработицы сократится, но средняя продолжительность безработицы возрастет в
силу того, что распределение безработных по группам разной продолжительности
отсутствия  работы  оказывается  концентрированным  вокруг  более   высокого
значения. Таким образом, подобного  рода  внешнее  влияние  на  рынок  труда
нельзя признать успешным.
   Предположим теперь,  что  при  тех  же  условиях  реализуется  программа,
направленная на повышение "способности к  занятости"  длительно  безработных
(включающая, например, углубленное консультирование, обучение навыкам поиска
работы,  восстановление  профессиональных  навыков  через  переподготовку  и
предоставление субсидии работодателям при их найме). При успешной реализации
программы отток из группы длительно безработных увеличится. Это  приведет  к
немедленному сокращению уровня безработицы. Кроме того,  подобная  программа
даст эффект сокращения средней продолжительности безработицы, так как  лица,
охваченные новой программой,  будут  исключительно  длительно  безработными.
Данный сценарий будет воспроизводиться  (правда,  при  более  низком  уровне
безработицы) до  того  момента,  когда  закончится  первая  фаза  реализации
программы. Затем несколько увеличатся масштабы притока и оттока безработных,
связанные как с включением новой группы в программу,  так  и  с  пополнением
числа безработных лицами, прошедшими обучение, но которые  не  смогли  найти
себе работу. Вместе с тем, общая численность безработных останется на низком
уровне.  Таким  образом,  будет  достигнуто  как  снижение   общего   уровня
безработицы, так и  сокращение  доли  длительно  безработных,  объясняющееся
целевыми установками самой программы.
   Приведенные выше примеры  подводят  к  выводу,  что  вне  зависимости  от
расширения  или  сужения  макроэкономических  возможностей   для   занятости
существует значительный и устойчивый слой безработных,  которые  остаются  в
неблагоприятном положении, как на  стадии  экономического  спада,  так  и  в
период подъема. Существует высокая вероятность того, что они едва ли  смогут
на равных конкурировать за возникающие рабочие  места  с  участниками  рынка
труда, обладающими большей способностью к занятости. Чем  значительнее  этот
слой и чем продолжительнее период их  безработицы,  тем  менее  вероятно  их
возвращение к работе. Повысить их способность  к  занятости  и,  тем  самым,
сократить  период  пребывания  в  состоянии  безработицы  едва  ли  возможно
общеэкономическими средствами. Способствовать решению данной проблемы  может
целевая политика на рынке труда.
   3.	Политика на рынке труда: эволюция подходов
   Часто  осознание  проблем  отечественного  рынка   труда   сопровождается
требованиями  к   правительству   "что-нибудь   сделать   с   безработицей".
Неструктурированная проблема порождает стихийные и  неэффективные  действия.
Для того чтобы определить, чем  должна  заниматься  российская  политика  на
рынке труда, обратимся к "рыночному" мировому опыту. Он будет  полезен  и  в
том смысле, что Россия  находится  в  стадии  перехода  именно  к  рыночному
хозяйству.
   В первые два десятилетия 20-го века циклические периоды роста безработицы
воспринимались как неизбежное  экономическое  зло.  Поэтому  и  средства  от
безработицы сводились  к  исправлению  ее  следствий  и  не  содержали  мер,
смягчающих ее  рост  в  ходе  циклических  колебаний  экономики.  Облегчение
бремени  безработицы  связывалось  с  двумя  направлениями:   во-первых,   с
посредничеством в трудоустройстве через биржи труда и, во-вторых, с системой
страхования от безработицы.
   В последующем больше внимания стало уделяться  мерам  по  снижению  риска
безработицы  среди  отдельных   групп   населения.   Тем   не   менее,   все
разрабатываемые меры основывались на индивидуальной помощи потерявшим работу
и не предусматривали активного вмешательства  правительств  в  регулирование
рынка труда.
   Перемены после Второй мировой войны -  в  первую  очередь,  экономическая
депрессия, конверсия  промышленности,  массовая  демобилизация,  репатриация
пленных и беженцев - заставили изменить  роль  государства  в  регулировании
рынка труда. Безработица уже не рассматривалась как индивидуальная  проблема
работника.   Было   признано,   что   основная   ее   причина   кроется    в
неудовлетворительно  функционирующей   экономической   системе.   Постепенно
концепция индивидуальной помощи безработным начинает меняться в  направлении
осознания позитивной роли активных средств влияния государства на равновесие
рынка труда и его организацию. Одним  из  этапных  моментов  в  послевоенной
истории политики на рынке труда стало  принятие  Международной  Конференцией
Труда документов о политике занятости в 1964г.
   Во-первых, безработица уже не связывалась только с вопросами  организации
рынка труда. Политика, направленная на  поддержание  и  развитие  занятости,
предусматривала  меры  экономического  регулирования  в  области   налоговой
политики, регулирования рабочего  времени,  заработной  платы,  образования,
противодействие  социальной  изоляции,  инвестиционные  программы   и   т.д.
Декларировано, что решение проблем занятости населения должно стать основной
целью политики правительств.
   Во-вторых, широкая трактовка мер, направленных  на  поддержку  занятости,
изменила  и  роль  службы  занятости.  Она   перестает   быть   единственным
инструментом регулирования рынка  труда  и  становится  одним  из  элементов
политики. Несмотря на "потерю"  исключительной  роли,  как  функции,  так  и
полномочия служб занятости расширяются. Помимо  традиционных  посреднических
функций и управления системами страхования от безработицы, предусматривались
и специальные программы, например, для молодежи.
   Постепенно основным направлением перемен становится смещение  акцентов  с
пассивного возмещения потери доходов  безработных  и  индивидуальной  помощи
через  посредничество  в  трудоустройстве  к   расширению   "активных"   мер
вмешательства в рынок труда.
   Наиболее  показателен   в   этом   отношении   опыт   Швеции.   Решением,
альтернативным контролю над зарплатами и ценами в послевоенной Швеции, стала
концепция активной политики на рынке труда. Пакет политических мер в области

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России