Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Фроянов И.Я. - История Росссии от древнейших времен до начала XX в.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 165
Размер файла: 800 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

которые стремятся к самостоятельности. Внешне это
выразилось в появлении местных княжений. Псков, Новый Торг
становятся центрами новых быстро формирующихся
городов-государств.

Отметим, что получившая в последнее десятилетий точка
зрения о разделении властей и населения в Новгороде (в
сотнях, якобы жило свободное, подвластное князю население,
а в концах - бояре и зависимые от них люди, а органом их
власти был посадник) - не подтверждается историческими
источниками. Князь, посадник, тысяцкий и сотские были
органами всей городской общины, а не двух
административно-территориальных систем Новгорода.

Так развивалась в домонгольский период Новгородская
волость. Сильный северный город-государство, не
пострадавший от татаро-монгольского нашествия, опираясь на
волостное ополчение, смог остановить вскоре натиск
шведских и немецких рыцарей.

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами,
достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований
видеть в ней "две культуры" - культуру господствующего
класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине,
что классы в древнерусский период нашей истории еще не
сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс.
В основе ее было устное народное творчество. Если о
славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более
позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем
неплохо. Ряд современных историков и филологов считают,
что в былинах нашли отражение конкретные исторические
факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется
точка зрения на былины как на явление фольклора,
отражающее самые общие процессы социальной и политической
жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе
разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований
относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи
Киевской Руси. Как установлено в последнее время
(И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин), былины достаточно адекватно
отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее
известным является героический былинный цикл, в котором
воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец,
Добрыня Никнтич, Алеша Попович и др.

Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры,
дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их
образованности и грамотности. Широкое распространение
грамотности и письменности в самых разных социальных
группах древнерусского населения подтверждается и другими
источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это
позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили
широкое распространение в советский период - о том, что
письменность появляется лишь в условиях классового
общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у
восточных славян появляется под воздействием внутренних
факторов - процесса формирования городов-государств,
волостей, во многом идентичных древневосточным номам и
древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии
развития этих доклассовых государственных образований
интеграционные тенденции были настолько сильны, что
активно стимулировали рост письменности как одного из
орудий межобщинных отношений. Решающее значение народных
нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается
историей древнерусского литературного языка. Присущие
древнерусскому обществу общинность и демократизм были
мощными инструментами влияния народной стихии на
литературный язык. Древнерусский литературный язык весь
пронизан разговорной речью: он звучит в юридических
текстах, летописях, древнейшей из которых была "Повесть
временных лет", в "Молении" Данила Заточника и многих
других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине
древнерусской письменности - "Слове о полку Игореве",
посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя
Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что
некоторые историки считают этот памятник подделкой XVII в.
(А.А.Зимин).

В Киевской Руси высокого уровня достигла и "поэзия в
камне" - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о
дохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно было
деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки
и те описания, которые сохранились о храмах славян
центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных
храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так
называемую Десятинную церковь, посвященную Успению
Богородицы и названную так потому, что на ее содержание
выделялась церковная десятина. В Киеве же был возведен
Софийский собор - замечательный памятник зодчества и
изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой
Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русские
мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развили
византийские традиции. Каждая строительная артель
пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в
каждой земле возникала своя собственная культовая
архитектура. Основным строительным материалом был тонкий
кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались
из поколения в поколение. Отличительными чертами
новгородского архитектурного стиля были монументальная

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фроянов И.Я., История Росссии от древнейших времен до начала XX в.