Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 296   297   298   299   300   301   302   303   304  305   306   307   308   309   310   311   312   313   314  » »»

Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы российского
этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое
время - фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее
финалу. Было бы самонадеянностью рассуждать об эпохе, частью которой
являемся мы сами. Но если сделанное нами допущение верно, а мы пока не
знаем фактов, ему противоречащих, то это означает, что России еще предстоит
пережить инерционную фазу - 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов,
когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям!
Если же на обширной территории нашей страны проявят себя новые пассионарные
толчки, то наши потомки, хотя и немного не похожие на нас, продолжат
славные наши традиции и традиции наших достойных предков. Жизнь не
кончается...

     ПРИМЕЧАНИЯ

[†1] Дикое поле - историческое название степей между Доном и левыми
притоками Днепра и Десны - Прим. ред.

[†2] Астраханский кремль представляет собой подлинное "археологическое
бедствие". Он был построен из татарских кирпичей, сделанных еще при Батые и
взятых из развалин столицы Золотой Орды - Сарая. Но самое любопытное то,
что при постройке Сарая использовались кирпичи из развалин столицы Хазарии
- Итиля. Такова оказалась культурная преемственность в Поволжье.

[†3] Семиградье - историческая область на границе современных Венгрии и
Румынии. - Прим.. ред.

[†4] Антитринитарии - еретическая секта, отрицающая Святую Троицу.

[†5] В то время все православное население Польши называло себя именно
русским, тогда как слово "украинец" обозначало просто жителя окраины. При
этом русские, жившие в Русском государстве, четко отделялись от русских
Польши и назывались "российские". Такое различие представляет типичную
фиксацию общей суперэтнической принадлежности.

[†6] Отметим, что в XVII в. субпассионарность не была характерна ни для
пограничных войск, ни для иррегулярной дворянской конницы, ни для казаков,
ни для дворян-однодворцев. Спад пассионарности коснулся именно центра, а не
окраин страны.

Вместо послесловия

Мы проследили логику основных событий этнической истории Руси и России.
Легко увидеть, что изложение этой логики вовсе не похоже на повествование
об истории социальной. Этническую историю любой страны, то есть историю
населяющих ее народов, нельзя рассматривать так, как мы рассматриваем
экономические отношения, политические коллизии, историю культуры и мысли.
Не составляет исключения и история России, изложенная в этническом аспекте:
ее невозможно представить в виде линейного процесса, идущего от Рюрика до
Горбачева. События этногенезов народов нашего Отечества составляют
историческую канву жизни по крайней мере двух разных суперэтносов. Поэтому
необходимо различать историю Древней Киевской Руси (с IX до XIII в.,
включая и историю Новгорода до его падения в XV в.) и историю Московской
Руси (с XIII столетия до наших дней). При этом ключевым периодом для
понимания отечественной исторической судьбы являются три века: XIII, XIV и
XV, - когда русская действительность формировалась как результат
интерференции (наложения) двух разных процессов этногенеза. Финальная фаза
этногенеза Киевской Руси сочеталась с начальным, инкубационным периодом
истории будущей России, и это сочетание придало столь трагическую окраску
времени Александра Невского, Дмитрия Донского и Василия Темного.

Знали ли современники этих великих государей, что они живут в эпоху смены
традиций? Конечно, нет! Распад древнерусской государственности, распри
князей, литовские и татарские набеги, необходимость платить ханский "выход"
и княжеские пошлины... Казалось, будто тяжелее времени и быть не может.
Именно такое бытовое мироощущение эпохи осталось зафиксированным в
литературных источниках XIII в. и перекочевало в последующие исторические
сочинения. С точки зрения традиционной историографии, это было правильно,
но в том-то и дело, что, используя методы гуманитарных наук, иного вывода
получить было невозможно. Когда историк исходит из написанного в изучаемом
им тексте, он делает выводы, обобщающие взгляды автора этого текста. Для
того чтобы достигнуть обобщения фактов исторической действительности,
необходимо учитывать их "в чистом виде", отслоенные от литературных
источников и подвергнутые сравнительной исторической критике. Такой метод
принадлежит уже не гуманитарным, а естественным наукам. Именно его и
применяет историко-географическая наука об этносах - этнология, в основе
которой лежит пассионарная теория этногенеза.

При использовании естественнонаучной методики можно видеть недоступное
взгляду современников - истинный характер той или иной эпохи. Он
открывается исследователю при взгляде на длинный событийный ряд с
известного временного расстояния. Оценивая таким образом отрезок русской
истории XIII- XV вв., можно убедиться, что именно в этой эпохе лежат
подлинно начальные пласты нашей истории. По отношению к ним все
предшествующее есть законченная историческая традиция славянского
этногенеза, а все последующее - трансформация некогда возникших
поведенческих стереотипов и культурных доминант.

Анализируя этническую историю Руси-России, необходимо принимать во внимание
этногенезы всех народов нашей Родины. Каждый из этих этносов, обладая своим
этническим возрастом и соответствующим ему пассионарным потенциалом,
оказывал мощное влияние на ход этногенеза всего суперэтноса. И, только учтя
весь спектр этнических контактов и их социальных последствий, можно
приблизиться к истинному представлению о прошлом Отечества.

Используя основную характеристику этнической истории - уровень
пассионарного напряжения, - легко обобщить различия между Киевской и
Московской Русью, указать на два разных потока русской истории. Попытаемся
представить это в виде таблицы, на которой более наглядно видно, что

Страницы: «« « 296   297   298   299   300   301   302   303   304  305   306   307   308   309   310   311   312   313   314  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды