Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 288   289   290   291   292   293   294   295   296  297   298   299   300   301   302   303   304   305   306  » »»

которому и православие русских, и православие украинцев, и православие
сербов были не более чем допустимыми вариациями.

Именно в установлении вселенского характера русского православия состоит
историческая заслуга патриарха Никона. Но, к сожалению, крутой нрав Никона
продолжал сказываться, постепенно создавая ему много противников среди
бояр. Последние всячески стремились испортить отношения патриарха и царя и
преуспели в этом. Началось все вроде бы с мелочей. В 1658 г., во время
очередного праздника, царский окольничий, прокладывая, по обычаю, дорогу
для государя, ударил палкой патриаршего человека. Тот начал возмущаться,
называя себя "патриаршим боярским сыном", и тут же получил еще один удар
палкой - по лбу. Никон, узнав об этом случае, пришел в крайнее негодование
и потребовал у Алексея Михайловича расследования и наказания виновного
боярина. Но расследование не было начато, а виновный остался безнаказанным.
Видя изменившееся отношение царя к себе, Никон решил еще раз прибегнуть к
приему, уже испытанному им при восшествии на патриарший престол. После
обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризы и объявил, что
оставляет место патриарха и уходит жить в свой любимый Воскресенский
монастырь под Москвой, называемый Новым

Иерусалимом. Попытки народа остановить патриарха были безуспешны. Несмотря
на то что народ выпряг лошадей из его кареты, Никон не изменил своего
решения и ушел в Новый Иерусалим пешком.

Патриарший престол остался пустым. Никон рассчитывал на испуг Алексея
Михайловича, но просчитался. Царь не приехал к нему. Начались долгие годы
борьбы Никона за патриарший престол. Перипетии этой борьбы очень интересны,
но малосущественны для нашей темы. Царь старался добиться от Никона
окончательного отказа от патриаршего звания и возвращения патриарших
регалий, чтобы можно было избрать нового патриарха. Никон же стремился
доказать, что он волен вернуться на патриарший престол в любой момент.
Такое положение было, конечно, абсолютно нетерпимым.

Тогда Алексей Михайлович прибег к посредничеству вселенских патриархов.
Однако дождаться их приезда оказалось нелегко: только в 1666 г. в Москву
прибыли двое из четырех патриархов - антиохийский и александрийский,
имевшие, правда, полномочия от двух других православных патриархов -
константинопольского и иерусалимского. Несмотря на все уловки и
сопротивление Никона, он все же предстал перед судом патриархов и был лишен
своего сана. Однако тот же собор 1666-1667 гг. подтвердил правильность всех
церковных реформ, предпринятых Никоном. Нововведения патриарха получили
официальное утверждение, но самому Никону суждено было наблюдать торжество
своей политики простым монахом, сосланным в отдаленный северный монастырь.
Совершенно иной была судьба Аввакума.

КОСТРЫ

Сосланный в Пустозерск (1667), опальный протопоп не прекратил своей
проповеднической деятельности. Приходившие к нему богомольцы уносили в
своих посохах многочисленные послания, обличавшие никониан, звавшие к
защите традиций "древлего благочестия". Вместе с тем раскольники не
ограничились только проповедью старого обряда. Множество проповедников
выступило с призывами к самосожжению как единственному пути спасения души.
Хотя принято считать, будто проповедь самосожжения принадлежит Аввакуму, на
самом деле это не совсем так. Аввакум не проповедовал самосожжения,
рассматривая его лишь как одно из средств в борьбе с никонианами,
допустимое для всех желающих. Прекрасный знаток "бунташного века",
А.М.Панченко показал, что проповедь самосожжения возникла не на пустом
месте. Она была предварена теорией "самоуморения" старца Капитона,
деятельность которого развернулась еще в 30-х годах XVII в. Учение Капитона
было одной из многочисленных жизнеотрицающих ересей, исходивших из
признания благости самоубийства. Конечно, подобные воззрения никак нельзя
назвать христианскими.

Аввакум, вне сомнения, был наиболее значительным оппонентом никонианства, а
его авторитет как праведного, гонимого мученика оставался весьма высок даже
в глазах противников. Не случайно царь, желая преодолеть церковные
конфликты, предлагал в 1664 г. Аввакуму занять место своего духовника. Но
Аввакум не пошел на компромисс. Он продолжал выступать с призывами и
обличениями, написал талантливую и яркую автобиографическую книгу "Житие
протопопа Аввакума" и вообще всячески досаждал "начальству" поучениями.
Кончилось это для него плохо.

Когда в 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, на московском престоле
оказался его сын - тихий и впечатлительный Федор Алексеевич. Царь Федор
уделял много внимания вопросам благочестия, в решении которых он был весьма
щепетилен. Зная характер нового царя, Аввавум решил воспользоваться
мнительностью набожного Федора и попытаться отвратить его от никонианства,
Он написал царю письмо, в котором сообщил, что видел во сне Алексея
Михайловича горящим в аду за грех отпадения от истинной веры, и призвал
Федора Алексеевича отринуть "никонианскую прелесть", дабы самому избежать
подобной участи. Но Аввакум просчитался. Федор и мысли не допускал, что его
отец может быть грешником. Аввакум и его союзники "за великие на царский
дом хулы" были сожжены (1682).

Мученическая смерть Аввакума окончательно разделила никониан и
старообрядцев. Иной стереотип поведения старообрядцев выделил их из
основной массы русских и создал еще один оригинальный субэтнос. Но при этом
общеэтнические связи разрушены не были. Так, старообрядцы своими
партизанскими действиями весьма помогли Меншикову одержать победу при
Лесной (1708). Но в дальнейшем, в XVIII- XIX вв., распавшись на множество
"толков" и "согласий", старообрядцы постепенно потеряли пассионарность и
превратились из активного субэтноса в конвиксию. К XX в. у них оставались
лишь некоторые элементы своего стереотипа поведения, напоминающие о бурных
событиях русской истории XVII в.

ПРАВИТЕЛЬСТВО И СТРЕЛЬЦЫ

Война с Польшей за Украину, возвращение Смоленска, освоение Сибири - все
это потребовало от России огромных усилий, которые частично были

Страницы: «« « 288   289   290   291   292   293   294   295   296  297   298   299   300   301   302   303   304   305   306  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды