Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 285   286   287   288   289   290   291   292   293  294   295   296   297   298   299   300   301   302   303  » »»

северо-востока Сибири, каким был В.Г.Богораз (Тан), разница между потомками
казаков и великороссов сохранялась там до начала XX в.

Экспедиция Ермака 1581 г. прошла, несмотря на малочисленность его отряда,
весьма успешно. Землепроходцы овладели столицей Кучума - городом Искер. В
Москву от Строгановых ушла грамота, извещавшая о "приращении" Русского
государства обширными сибирскими землями. Для устроения новых территорий
немедленно направились царские воеводы: князь Волховский и Глухов, -
которые соединились с казаками в 1583 г. Война с Кучумом велась долго и шла
с переменным успехом. В 1584 г. Кучум сумел нанести казакам чувствительное
поражение (тогда погиб сам Ермак) и вновь занять свою столицу. Однако в
дальнейшем русское продвижение на восток стало необратимым: Кучум отступил
в Барабинскую степь и оттуда лишь набегами тревожил русские владения. В
1591 г. князь Кольцов-Мосальский окончательно разгромил последнего
сибирского хана, и Кучум был вынужден обратиться к царю со слезной просьбой
вернуть ему отнятый улус, обещая полную покорность. История Синей Орды
завершилась.

Может возникнуть вопрос: почему столь пассивно вели себя могучие степные
народы - ойраты (западные монголы) и казахи? Ни те, ни другие не приняли
активного участия в борьбе Кучума с русскими землепроходцами и воеводами.
Это, видимо, объясняется тем, что силы ойратов, которые были буддистами, и
казахов-мусульман были скованы их собственной междоусобной борьбой, и тем,
что русские, продвигавшиеся лесными массивами Сибири, не представляли для
степняков никакой угрозы. Народы северной Сибири - остяки (ханты), вогулы
(манси), тунгусы (эвенки), самоеды (ненцы) - также не вступали в борьбу с
русскими. Очевидно, ни одна из сторон не давала повода для конфликта.

В конце XVI в. в Сибири начинают возникать русские города. Уже в 1585 г.
воевода Мансуров заложил городок в устье Иртыша. Вскоре появились Тюмень,
Тобольск, Пелым, Березов, Сургут, Тара, Нарым.

"ВСТРЕЧЬ СОЛНЦА"

Когда прекратилась Смута, продвижение русских на восток возобновилось с
новой силой, и уже к 1621 г. потребовалось создание Тобольской православной
епархии.

Карта. Россия в XVII в.

Из Западной Сибири на Дальний Восток вели два пути. Устюжане в основном
двигались через Мангазею на северо-восток, а казаки направлялись большей
частью в Забайкалье. После 1625 г. казаки встретились с "братскими людьми"
- бурятами, а в 30-е годы XVII в. русские варяги освоили бассейн Лены.
Именно землепроходцы в первой половине XVII в. заложили Томск, Енисейск,
Якутск, Красноярск, Иркутск. А ведь известно, что лучший показатель
интенсивности освоения новых территорий - возникновение городов и
острожков. Следующее десятилетие привело россиян на границы Евразии. В
результате трехлетней экспедиции В.Д. Поярков, спустившись по Амуру, достиг
Охотского моря (1645). В 1648-1649 гг. экспедиция Ерофея Хабарова прошла
средним течением Амура.

На всем гигантском пути "встречь солнца" землепроходцы практически не
встречали серьезно организованного сопротивления. Единственным исключением
стали столкновения казаков с маньчжурами (чжурчженями) на границе Китая в
80-х годах XVII в. Маньчжуры, о которых мы рассказывали в связи с историей
Монгольского улуса, с XVII до начала XX в. господствовали над Китаем,
сохраняя еще достаточно пассионарности.

Маньчжуры - народ мужественный и благородный - остановили казаков. Те,
пытаясь укрепиться, возвели на Амуре крепость Албазин (1686), но маньчжуры
потребовали очистить острог. Воевода Толбузин отказался, и война с
маньчжурами возобновилась. В гарнизоне Албазина было несколько сотен
человек, против которых маньчжуры выставили не одну тысячу. Осажденные
вынуждены были сдаться и покинуть крепость. Албазин был разрушен, но
упрямые казаки и "государевы люди" уже в следующем, 1688 г. срубили на том
же месте новый острог. Вторично взять крепость маньчжурам не удалось, но
Албазин был оставлен русскими по Нерчинскому миру (1689).

Практически за один век, от похода Ермака Тимофеевича (1581-1583) до войн с
маньчжурами на Амуре (1687-1689), землепроходцами было преодолено
расстояние от Урала до Тихого океана, и Россия легко и быстро закрепилась
на этом огромном пространстве. Попробуем ответить на вопрос: почему так
произошло? Во-первых, русские землепроходцы были людьми очень пассионарными
- жестокими, инициативными, настойчивыми, и потому часто нарывались на
неприятности с тогдашним начальством - воеводами. Сибирь манила "буйные
головушки" волей, а сибирских аборигенов, морозов и просторов они не
боялись. Но, как мы видели на примере Ермака, воеводы двигались за
землепроходцами по пятам, пытаясь прекратить их самовольные жестокости, и
поневоле вынуждали тех идти все дальше и дальше. Действия администраторов
были вполне логичны и объяснимы: они всеми силами защищали инородцев,
плативших в казну ясак мехами. Попытки воевод навести порядок оправданны и
в моральном смысле. Ведь народы Сибири в XVII в. находились в фазе
этнического гомеостаза - равновесия с природной средой. У них просто не
хватало сил, чтобы защищаться от притеснений русских пассионариев.

Во-вторых, продвинувшись в Сибирь, наши предки не вышли за пределы
привычного им кормящего ландшафта - речных долин. Точно так же, как русские
люди жили по берегам Днепра, Оки, Волги, они стали жить по берегам Оби,
Енисея, Ангары и множества других сибирских рек.

Но самым важным, с точки зрения этногенеза, является третье обстоятельство.
Русские переселенцы и администрация в основной своей массе легко
устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и Дальнего Востока.
Недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с
русскими, если они и возникали на первых порах, например у бурят или
якутов, быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде
национальной розни. Единственным практическим следствием русского
присутствия для аборигенов стал ясак (уплата одного-двух соболей в год),
который инородцы понимали как подарок, дань вежливости "белому царю". При

Страницы: «« « 285   286   287   288   289   290   291   292   293  294   295   296   297   298   299   300   301   302   303  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды