Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 283   284   285   286   287   288   289   290   291  292   293   294   295   296   297   298   299   300   301  » »»

долго держать в руках гетманскую булаву, его карьера закончилась печально -
ссылкой в Сибирь. Новым гетманом "всея Украины" стал в 1672 г. Самойлович,
оказавшийся в очень затруднительном положении. В Подолию вторглись турки, и
поборник независимой Украины Дорошенко присоединился к войску турецкого
султана Магомета IV. Польша капитулировала перед османами и уступила туркам
значительную часть Правобережья. Два года (1672-1674) гетман Дорошенко
сидел в Чигирине как вассал турецкого султана.

Конец этому положила русская армия, выступившая на освобождение
единоверцев. За Днепр московские рати перешли вместе с полками левобережных
казаков. В 1676 г. Дорошенко сдался и был прощен, а гетманом обеих сторон
Днепра стал Самойлович. Пытавшиеся удержаться в Подолии турки поставили
гетманом Юрия Хмельницкого. Но этот негодяй окончательно скомпрометировал
возглавляемую им партию. Изыскивая денежные средства, Юрий ввел налог даже
на свадьбы. Не получив с одного бракосочетания установленную им мзду,
гетман напал на дом родителей новобрачной и предал мать мучительной смерти.
Муж погибшей - богатый купец - пребывал в то время в Стамбуле. Узнав о
случившемся, купец обратился с жалобой к визирю, и дело было расследовано.
Изверг был схвачен, судим и по приговору утоплен (1681).

Туркам не суждено было надолго закрепиться в Правобережной Украине. Украина
была слишком пассионарна, и то, что османам удалось в Болгарии и Сербии,
оказалось невозможным на Волыни и в Подолии. Успехи русских регулярных
войск и казачьих полков, а также поражения турок в Центральной Европе уже в
начале 80-х годов избавили Украину от османской угрозы.

Самойлович гетманствовал довольно долго, до полного окончания
русско-польской войны, когда наконец был подписан "Трактат о вечном мире"
между Россией и Польшей (1686). Причиной крушения Самойловича в 1687 г.
стали интриги Мазепы. Мазепа, вошедший в доверие к всесильному фавориту
царевны Софьи - князю Голицыну, обвинил гетмана в измене. Несчастный
Самойлович был арестован и сослан, но Голицын дорого заплатил за потворство
предательству. Избранный гетманом Мазепа точно так же предал Голицына, а
после - и Петра, избрав сторону Карла XII и решив, что при поддержке шведов
он сможет стать самостоятельным государем. Однако и в устах Мазепы призыв к
созданию самостоятельной Украины не получил народной поддержки. За Мазепой
пошли только его сердюки (охрана) и запорожцы, которые в это время уже были
настроены против союза с Россией. Вся остальная слободская Украина
выступила в поддержку "царя московского, православного" и удержала Полтаву
- ключевую крепость, под которой и был разбит союзник Мазепы Карл XII
(1709).

Полтавская битва, собственно, ставит точку в истории воссоединения Украины
с Россией. Заканчивая этот рассказ, уместно попытаться объяснить следующее:
почему поляки проиграли войну с Россией за Украину, а многочисленные
попытки украинских гетманов, от Выговского до Мазепы, присоединиться к
Польше или обрести самостоятельность неизменно были обречены на неудачу?
Историки дали множество объяснений этому, но если учитывать этнические
причины происшедшего, то ответ на поставленный вопрос будет не похож на все
предыдущие.

Подобно большинству наших современников, польские паны и украинские
старшины были убеждены, что их воля преобразует жизнь, и потому они
игнорировали объективные природные зависимости, формирующие человеческое
поведение. Так, поляки считали, что достаточно привлечь к себе казацких
старшин, дав им шляхетские привилегии, и все казаки будут верно служить;
что можно убедить русских православных людей, будто католическая вера
лучше, и они станут ревностными католиками. Точно так же многие гетманы
полагали, что в зависимости от политической обстановки и их выбора можно
подчиняться то России, то Польше, и что удача в борьбе за независимость
определяется их умением обмануть московских бояр или вовремя договориться о
союзе с турецким султаном.

На самом же деле, как мы могли убедиться, первостепенное значение имела
единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка
"своих", которыми были единоверцы. Об это всеобщее ощущение единства, как
волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей
власти. Два близких этноса - русский и украинский - соединились не
благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное "водим" или
"не водим" неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали
логике этногенеза.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫБОРА

Выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа, оказался
правильным. Дабы убедиться в этом, достаточно сказать несколько слов о
дальнейшей судьбе и роли украинского народа в российской истории XVII-XVIII
вв.

В отличие от поляков, ограничивавших, как мы помним, число "реестровых"
казаков, московское правительство увеличило реестр на 60 тысяч человек по
сравнению с требованиями Богдана Хмельницкого. Фактически реестр охватывал
все население слободской Украины. Кроме того, сохранилось пять-семь тысяч
запорожских казаков. При польском господстве Украина могла только мечтать о
подобном положении. Ни о какой дискриминации украинцев в составе России не
было и речи. Более того, в XVII в. очень сильно возросло интеллектуальное
влияние украинцев на население России. Украинские монахи и священники -
люди образованные, поднаторевшие в диспутах с католиками, знавшие языки, -
высоко ценились московской патриархией. Позже, говоря об истории русского
церковного раскола, мы будем иметь возможность убедиться, что раскол был
конфликтом великорусской (московской) и украинской православных традиций.
Украинские монахи сумели победить в этом конфликте и оказали тем самым
решающее воздействие на изменение русских церковных обычаев. Имена Епифания
Славинецкого, Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича стали неотъемлемой
частью истории русской культуры.

Впоследствии, когда на смену национальной политике России пришла политика
имперская, украинцы тоже оказались не в проигрыше. Решающую роль здесь
сыграли как раз этнические отличия украинцев от великороссов. Эти отличия
определялись и этническим субстратом (в состав будущего украинского народа

Страницы: «« « 283   284   285   286   287   288   289   290   291  292   293   294   295   296   297   298   299   300   301  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды