Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 275   276   277   278   279   280   281   282   283  284   285   286   287   288   289   290   291   292   293  » »»

гарнизон которого насчитывал всего около тысячи стрельцов, был взят
превосходящими силами врага.

В этот же период начал военные действия и шведский король Густав-Адольф.
Предатели открыли шведским войскам ворота Новгорода - город был захвачен,
новгородцы ограблены (1611). Густав-Адольф, стремясь создать независимое от
Москвы Новгородское королевство, пытался захватить и Псков, но потерпел
неудачу. Тем не менее шведы интенсивно готовились к войне с поляками на
территории России. Так страна, которая еще в 1604 г. стояла несокрушимым
утесом, уже через семь лет стала просто удобным полем битвы для
соперничавщих европейских государств.

К тому времени у Польши со Швецией сложились крайне напряженные отношения.
В процессе Контрреформации Польша стала оплотом католичества, а Швеция
приняла лютеранство. Но шведский король Сигизмунд Ваза был ревностным
католиком, и шведы с удовольствием заменили его лютеранином. Тогда поляки в
пику шведам выбрали Сигизмунда своим королем. В результате шведский король,
оказавшийся на польском престоле, стал готовиться к войне со Швецией. В
этой легкости смены властителей ярко проявил себя феномен суперэтноса. При
сильной политической вражде поляки и шведы принадлежали все же к одному
этническому миру - Западной Европе - и оставались "своими". Точно так же
чувствовали себя французы в Германии, немцы во Франции, итальянцы в Дании,
а испанцы в Италии. В России же все европейцы были чужими, равно как и
русские в Европе. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какие
последствия вызвала попытка посадить на московский престол польского
короля.

Положение Москвы было совершенно безвыходным. Василий Шуйский, сведенный с
престола, был увезен в Польшу, где и скончался. Тушинского вора убили -
правительства в стране не было никакого. Московские бояре решили предложить
престол польскому королевичу Владиславу, и с этого момента начались
сложности. Поскольку Россия представляла собой иной суперэтнос, условием
поставления на царство являлось принятие претендентом православия. Но
Владислав и думать не мог принять православие, ибо его отец был вождем
католической партии. Во главе настаивавших на принятии королевичем
православия стоял московский патриарх Гермоген, который по всей стране
рассылал свои послания с призывом к восстанию и изгнанию латинян.

Видя непреклонность Гермогена, поляки, стоявшие в Москве гарнизоном,
арестовали его и уморили голодом. Однако перехватить инициативу они не
смогли: многочисленные послания патриарха достигли цели. Они
переписывались, распространялись, читались на площадях и в храмах. Гермоген
успел сформировать общественное мнение в пользу восстания, однако сил для
решительного выступления не находилось: север России был обескровлен, юг
бунтовал, запад был захвачен Польшей, а Новгород - Швецией.

В этой ситуации снова проявили себя рязанские дворяне во главе с уже
известным нам Прокопием Ляпуновым и его братом Захаром, который заставил
Шуйского отречься от престола. Понимая недостаточность своих сил, Ляпуновы
попытались объединиться с казаками. Но ведь если даже в XIX в. дворяне и
казаки были разными субэтносами одного великорусского этноса, то в XVII в.,
когда пассионарность и дворян, и казаков была значительно выше, они
представляли собой два разных народа России. А поскольку это были различные
этносы, у них были и разные стереотипы поведения. И когда казаки пригласили
Прокопия Ляпунова для переговоров в свой казачий круг, он спокойно явился
туда, считая себя лицом неприкосновенным. Однако, столкнувшись с
неуступчивостью Ляпунова, казаки зарубили его саблями, так как увидели в
нем потенциальную угрозу своей казачьей вольности. После смерти Ляпунова
рязанское ополчение разошлось. Первая попытка объединения русских сил
против захватчиков оказалась неудачной.

СПАСИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА

Меньше других пострадала от Смуты северо-восточная окраина Руси, тяготевшая
к Нижнему Новгороду. Поскольку пассионарных людей там сохранилось больше -
оттуда и пришли спасители России: князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.
Козьма Минин, по прозвищу Сухорук, был обыкновенным купцом из Нижнего
Новгорода, а князь Дмитрий Пожарский - профессиональным военным,
участвовавшим во всех войнах Смутного времени.

О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого
пришлось сделать - мало кому известно.

Действительно, Минин и Пожарский были горячими сторонниками национального
восстания против поляков и шведов. Собравшийся Земский собор единогласно
принял решение, предложенное Мининым и Пожарским, суть которого состояла в
том, что Отчизну надо спасать. Для спасения требовались всего две вещи:
люди - в войско и деньги - на организацию похода. Людей было достаточно, и
деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы,
оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было.
Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению,
население сказало: "А у нас денег нет". Один божился, что его товары ушли
на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего
приказчики уехали в Сибирь - и денег не давали.

Тогда Козьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый
клич: "Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!" И снова никто
не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил
на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам
семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать
кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была
спасена Мать-Россия.

Здесь мы отвлечемся и, пользуясь приведенным примером, скажем несколько
слов о механизме "работы" пассионарности в общем процессе этногенеза. Не
стоит думать, что пассионарный человек обязательно стоит на высоких
ступенях социальной иерархии и его имя остается в истории. Те же выборные
люди, которые поддерживали Козьму Минина, были пассионариями. Но имен
многих из них мы не знаем, поскольку они были не "вождями масс", а частью
народа; не возглавляли, а скорее "раскачивали" людей, толкая их к действию.

Страницы: «« « 275   276   277   278   279   280   281   282   283  284   285   286   287   288   289   290   291   292   293  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды