Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 386   387   388   389   390   391   392   393   394  395   396   397   398   399   400   401   402   403   404  » »»

буддисты отняли у христиан храмы на берегу Янцзы и закрасили фрески на
сюжеты из Евангелия изображениями бодисатв и дармапал [†158].

По-видимому, это было реакцией на попытку католиков привлечь в 1310 г. к
своей вере хана Хайсана, пьяницу и вырожденца [†159], но тут Монтекорвино
не имел успеха [†160]. После смерти архиепископа Китая, наступившей в 1328
г., католическая община прозябала до 1368 г., т.е. до свержения монгольской
династии. Новая победоносная династия Мин враждебно относилась ко всем
направлениям христианства, и последнее постепенно заглохло под давлением
мусульманства и буддизма [†161]. Несколько дольше держались несторианские
монастыри в Уйгурии, но их никто не считал за царство пресвитера Иоанна.

ПОДХОД АВТОРА И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СКЕПСИСА

Мы просмотрели всю историю Срединной Азии с высоты полета орла и вершины
высокого кургана. Кое-что прояснилось, но многое осталось тайной. И хуже
того, количество тайн как будто увеличилось.

В самом деле, пока речь шла о хуннах и древних тюрках, все было ясно:
кочевники имели свой специфический быт, а следовательно, и свою идеологию,
к этому быту приспособленную. Но появился Уйгурский каганат - и сразу
возникает обращение кочевников в иноземные религии, принесенные с Запада и
Востока. В 841-847 гг. гибнет манихейское теократическое государство, явно
нежизнеспособное, так как чужая религия не была воспринята народом.
Казалось бы, гибель Уйгурии должна была отбить у кочевников охоту к
идеологическим заимствованиям. Но не тут-то было! Большая часть их
принимает христианство и не без успеха приспосабливает его к своей
устоявшейся культуре. Значение христианства для них, видимо, заключалось не
в том, чтобы устанавливать контакты с основной струей этой религии, а в
том, чтобы противопоставить китайским культурным влияниям нечто весомое и
равноценное буддизму. Если это так, то почему же этим пренебрегли монголы?
Очевидно, нужно разобраться в деталях монгольской религии, а этого с
птичьего полета не сделаешь.

Затем непонятно, почему монголы и несториане после нескольких стычек стали
мирно уживаться друг с другом. Ведь монголов в армии Чингисхана было около
13 тыс., а всего она состояла из 130 тыс. Почему же 90% храбрых воинов
подчинялись 10%, не говоря уже о вспомогательных контингентах? И не только
подчинялись, но и сражались за девятибунчужное знамя до последней капли
крови. И наконец, каким образом несторианство перестало владеть умами и
почему оно исчезло? Все непонятно!

Очевидно, принятый нами подход к предмету не универсален, но свою службу он
сослужил. Ведь не будь у нас полного охвата исторических явлений, нам не
пришло бы в голову ставить такие вопросы. Мы даже не задумались бы над
"белыми пятнами" истории Азии и остались бы в блаженном неведении,
прикрытом общими фразами о развитии, прогрессе и застое. Теперь же у нас
появился повод снова обратиться к источникам и попытаться извлечь из них
недостающие сведения.

Работа над текстами требует совсем иного подхода. Мелочи, оговорки
средневековых авторов, совпадения и несовпадения разных версий,
эмоциональная нагрузка и литературные приемы - вот новое поле для
исследования, которое, можно надеяться, окажется плодотворным, потому что
мы уже не будем складывать здание по кирпичу, а сосредоточим внимание на
деталях, нам интересных и неясных. Но прежде всего вопрос о достоверности.
Что толку изучать чужую ложь, хотя бы и древнюю?! И для решения новой
проблемы посмотрим на те же события как бы из мышиной норы, естественно
ограничиваясь тем небольшим пейзажем, который оттуда виден.

     ПРИМЕЧАНИЯ

[†1] Думан Л.И. К истории государств Тоба Вэй и Ляо... С. 20-36.

[†2] Гумилев Л.II. Гетерохронность увлажнения Евразии в Средние века.С.82.

[†3] Гумилев Л.Н. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии. С.92.

[†4] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.I, I.С.139. В переводе Березина
дано "бикин", но "тикин" предпочтительнее, так как, видимо это остатки
алтайской ветви тюркютов. См.: Гумилев Л.Н. Алтайская ветвь тюрок-тукю. С.
105 и след.

[†5] Бартольд В.В. Туркестан. Т. II. С. 182-344.

[†6] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.I,I. С.130.

[†7] Сокровенное сказание... С. 83-84.

[†8] Грумм-Гржимайло Г.Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение
монголов на восточных и западных. С. 169.

[†9] В.Бартольд предполагает, что Маркуз был, возможно, современником Елюя
Даши (см.: О христианстве в Туркестане... С. 25), но погиб он уже после
смерти Хабул-хана, жившего в 1147 г.

[†10] См.: Рашид ад-Дин. С.130; титул "гурхан" указывает, что он был вождем
обьединения племен, а таким в указанное время был только
монгольско-кераитский союз.

[†11] Дата установлена Палладием Кафаровым, который ссылается на
"исторические записки о Си-Ся (сочинение, появившееся недавно)...",
указывая, что хронологические данные этого сочинения "требуют проверки"
(Палладий. Старинное монгольское сказание о Чингис-хане. С. 199).

[†12] В тексте - Хашин, название, переделанное монголами из китайского
слова "Хэ-си" - западнее реки. Так назывались предгорья Алашаня и Наньшаня,
лежащие западнее поворота Хуанхэ на север. Эта область с крайне смешанным
населением была сердцем государства Тангут (кит. Си-Ся).


Страницы: «« « 386   387   388   389   390   391   392   393   394  395   396   397   398   399   400   401   402   403   404  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды