Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 424   425   426   427   428   429   430   431   432  433   434   435   436   437   438   439   440   441   442  » »»

вторгается в Русскую землю (стр. 20), т.е. ведет себя, как должен был бы
вести Троян, будь он для черниговца языческим божеством. Но к Трояну у
автора "Слова" не просто симпатия, а уважение, потому что с ним связана
эра, т.е. линейный счет времени, как у мусульман - хиджра. Во-первых,
упомянуты "вечи" (т.е. века) Трояновы, предшествовавшие времени Ярослава
Мудрого (стр. 15); во-вторых, указано, когда они начались, т.е. откуда
ведется отсчет: "На седьмом веке Трояна" Всеслав, полоцкий князь, ударил
древком копья о золотой стол Киевский (стр. 25) - сделал попытку захватить
престол Руси. Это произошло в 1068 г. Это примерно то время, когда Ян
Вышатич расправился с волхвами, смердами черниговского князя. Но вряд ли
был прав автор "Хождения Богородицы по мукам", называя Трояна бесом, или,
точнее, он и автор "Слова" называли одним именем разные предметы.

А теперь сопоставим черты "Трояна" с теми данными, которые нам известны о
центральноазиатских несторианах. Допустим, что "Троян" - буквальный перевод
понятия "Троица", но не с греческого языка и не русским переводчиком, а
человеком, на родном языке которого отсутствовала категория грамматического
рода. То есть это перевод термина "Уч Ыдук", сделанный тюрком на русский
язык [тождество "Трояна" с "Троицей". Эти понятия для него совпадали не
полностью, хотя он понимал, что и то и другое относится к христианству. Но
рознь и вражда между несторианством и халкедонитством в XII-XIII вв. были
столь велики, что русские князья в 1223 г. убили татарских послов-несториан
[†37], после чего несторианские священники отказывали православным в
причастии, хотя католиков к евхаристии допускали.

Начало "эры Трояна" падает на эпоху, когда учение Нестория было осуждено на
Эфесском соборе 431 г. и снова проклято там же в 449 г. ("Эфесский
разбой"). Окончательно анафема упорствовавшим несторианам была произнесена
на Халкедонском соборе 451 г. От репрессий они могли избавиться лишь путем
отречения от своего учителя, в борьбе с которым православные и монофизиты
были единодушны. В 482 г. император Зенон издал эдикт Энотикон, содержащий
уступки монофизитам и подтверждение анафемы несторианам, которые были
вынуждены эмигрировать в Персию [†38]. В промежутке между Эфесским и
Халкедонским соборами лежит дата, от которой шел отсчет "веков Трояна".
Такая дата могла иметь значение только для несториан.

Обратимся к выражению "земля Трояна" (стр. 17). Черниговское княжество
обособилось от Русской земли после того, как Олег Святославич, князь-изгой,
выгнал из Чернигова Владимира Мономаха и обеспечил своей семье право на
княжение. При этом он вступил в конфликт не только с князьями
Мономаховичами, но и с киевской митрополией [†39]. Для того чтобы
удержаться на престоле, ему нужна была не только военная, но и
идеологическая опора. В аналогичном положении полоцкие князья находили
опору в языческих традициях, но это было невозможно на юге, так как
Киевское и Черниговское княжества были христианизованы [†40]. В этой связи
положение Олега Святославича оказалось предельно трудным: его схватили
православные хазары, держали в тюрьме православные греки, ограбили и гнали
из родного дома православные князья Изяслав и Всеволод, хотел судить
митрополит киевский: ему ли было не искать другого варианта христианской
веры? И тут его друг ("Олега коганя хоть", стр. 30) Боян нашел путь "чрес
поля на горы" (стр. 11) туда, где жили полноценные христиане и враги врагов
Олега. Самое естественное предположить, что черниговский князь этой
возможностью не пренебрег, и это обусловило вражду киевлян к его детям
Всеволоду и Игорю. Открытого раскола, видимо, не произошло. Дело
ограничилось попустительством восточным купцам и, может быть, даже монахам,
симпатией к ним, как мы бы сказали - ориентацией на несторианство. Поэтому
сведения об уклоне второго по значению на Руси князя в ересь не попали в
официальные документы, но ход событий в таком аспекте получает объяснение,
равно как и приведенные выше темные фрагменты "Слова".

А теперь сравним черты "Дива" [†41] с описанием монгольской черной веры в
восприятии русского человека XIII в. "Чингиза-конова мечтаныа скернайа его
кровопротыа многиа... приходящая цесари князи, и вельможе, солнце и лоуне
(т.е. небу) и земли дьяволу и оумершим во аде отцомь их и дедом матерямь
(онгонам) водяще около коуста поклонятися им; о скверная прелесть их!"
[†42]

Так как мы уже познакомились с монгольскими божествами XIII в., то нам
легко идентифицировать их. Понятия, разнящиеся между собой, разделены
предлогом "и", но в выражении "земли дьяволу" "и" нет. Очевидно, по
современной орфографии должно было бы стоять "земле-дьяволу". А русские
люди XIII в. о дьяволе имели достаточное представление и не путали его
никогда и ни с кем. В "Слове" - это "див", а отнюдь не "Троян".

Итак, мы подошли к решению. Несторианство было в XIII в. известно на Руси
настолько хорошо, что читатели "Слова" не нуждались в подробных
разъяснениях, а улавливали мысль автора по намекам. Вместе с тем оно идет в
паре с божеством "черной веры", т.е. беглыми мазками воспроизводится
идеологическая ситуация Золотой Орды во время Батыя. При Берке она уже
изменилась коренным образом. Очевидно, автор "Слова" в теологических
вопросах разбирался. Но поскольку нам тоже известна догматика и космология
" черной веры", то мы можем попытаться истолковать еще один поэтический
образ "Слова" - "мысленно древо".

МЫСЛЕННО ДРЕВО

Как мы видели выше, "дерево" в черной вере - это образ "способности
общения" с верхним и нижним мирами или "имманентность инобытия". В "Слове"
оно упоминается дважды: по нему растекался мыслию вещий Боян, когда
собирался сочинять стихи. Иными словами, это - вдохновение, но не только.
Тут упоминаются два плана бытия: верхний, где надо летать "шизым орлом под
облакы", и средний, где можно передвигаться "серым вълком по земли" (стр.
9). Нижний мир опущен, ибо Бояну чертовщина ни к чему. Само передвижение по
вертикали производится "мыслию" (стр. 9) или "скача славию по мыслену
древу, летая умом под облакы" (стр. II), т.е. никак не реальным путем.
Славия - птица, в понимании Д.С. Лихачева - соловей. Однако вспомним, что в
шаманской символике птица - это душа [†43]. Надо думать, что в XIII в.
символ был тот же.


Страницы: «« « 424   425   426   427   428   429   430   431   432  433   434   435   436   437   438   439   440   441   442  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды