Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 636   637   638   639   640   641   642   643   644  645   646   647   648   649   650   651   652   653   654  » »»

этом потом. От того, что малочисленная орда Чингиса перестала бы
существовать, не возникла бы Яса, а продолжало бы действовать обычное
право. И все!

Однако одержать полную и окончательную победу над обычаями Ясе не удалось,
так же как принцип "народ - войско" возобладал над принципом "народ - союз
племен" лишь временно, до трагических событий конца XIV в.

В Китае монгольские воины, находившиеся на постое в домах китайцев, были
зарезаны в одну ночь, после чего уцелевшие монголы с ханом в 1369 г.
вернулись в Степь, обезлюдевшую и обескровленную, и перешли к обороне,
крайне неудачной. Тогда защиту Степи от китайской агрессии возглавили
ойраты - отсталые племена, сохранившие начальный пассионарный потенциал и
старые обычаи. Они не были "добрее" монголов, но ареал их военных операций
был уже. Из-за этого европейские ученые не удостоили их созданием
очередного мифа.

В Золотой Орде, после того как она стала мусульманским султанатом, возникла
"великая замятня", за которой последовал политический распад государства и
этническое разделение на татар казанских, крымских, астраханских,
сибирских, ногайских и казахов. Все они вернулись к обычаям предков и в
ряде случаев восстановили республиканский строй - племенные союзы, или
джусы.

В Средней Азии и Иране возникла мусульманская реакция на засилье
кочевников. Возглавил ее отюреченный монгол (барлас) Тимур, восстановивший
было Хорезмийский султанат, разрушенный монголами.. Здесь Ясу заменил
шариат, нухуров - гулямы, хана - эмир, свободу вероисповедения -
мусульманский фанатизм. Монголы в этих странах, завоеванных их предками,
сохранились лишь как реликт - хазарейцы в Западном Афганистане. Вместе с
Ясой исчезли стереотип поведения, способность к сопротивлению и собственная
культура. Часть потомков завоевателей мира стали буддистами, часть -
мусульманами, часть, смешавшаяся с русскими, - христианами. И все это
преображение кочевого мира совершилось всего за 200 лет. Как это могло
произойти так быстро?

Обывателю свойственны две крайности, часто совмещающиеся при игнорировании
логики: фатализм и волюнтаризм. Он считает, что либо все происшедшее было
неизбежно, либо оно произошло благодаря доброй или злой воле тех или иных
деятелей. Первый вариант удобен потому, что он избавляет от необходимости
думать и искать причинно-следственные связи, второй - потому, что он даст
разгуляться чувствам и заменить анализ симпатиями или антипатиями. Так,
один современный автор озаглавил свою книгу так: "Жизнь Темучжина,
думавшего покорить мир"мечтать о престоле, когда он таскал на себе тайджиутскую колодку, когда его
молодую жену увезли меркиты, когда его покинули родные дядя и брат, предают
спасенный им Ван-хан и когда на него навалилось огромное войско найманов. В
эти годы Тэмуджин думал, как спасти жизнь своей семьи и свою, а то, что ему
удалось одержать победы над могучими и безжалостными врагами, - это вопрос,
который следует ставить корректно.

Конечно, все можно свалить на судьбу, которую нынче называют "исторической
закономерностью". "Они, мол, победили потому, что не могли не победить" -

это часто можно слышать, но не стоит слушать. Ход событий статистичен, но в
нем всегда бывают зигзаги, определяемые вероятностью уклонений. Для истории
человечества это мелочи, а для живых людей - отнюдь нет.

После этих событий история Азии пошла так, как будто Чингисхана и его
завоеваний не было. От них осталась лишь память. "Но, - спросит читатель, -
для чего же написана эта книга, если она не даст простых ответов и оценок?"

А вот для чего. Этносы возникают как природные феномены вследствие
пассионарных толчков - мутаций. Надо показать, как это происходит.
Этнические системы теряют энергетический заряд вследствие энтропии, из-за
чего молодые этносы потенциальнее старых. Это объясняет успехи монголов в
XIII в. и их быстрый упадок в XIV в. Объяснение кровавых событий путем
сопоставления их с натуральными катаклизмами снимает стремление к
дискриминации отдельных этносов, переживающих фазу подъема пассионарного
напряжения. Это протест против расизма и европоцентризма, ибо каждый ныне
спокойный этнос пережил свою буйную молодость. И наконец, монголы, тюрки,
хунны, сарматы и скифы ничем не хуже эллинов, римлян, арабов, французов,
немцев, англичан, потому что закономерности этногенезов глобальны. А то,
что каждый этнос имеет право на свою культуру, свой строй мыслей и свои
идеалы, увы, приходится доказывать. И кочевники Великой степи не
исключение. Для этого написана книга.

135. СХЕМА ХОДА СОБЫТИЙ

В XII в. на Западе и на Дальнем Востоке сохранялось политическое
равновесие. Силы крестоносцев, византийцев и мусульман оказались почти
равными, и Иерусалимское королевство могло благодаря этому поддерживать
существование. На берегах Желтого моря мирно сосуществовали киданьская
империя Ляо и тангутское царство Си-Ся. Уйгурия жила спокойно, богатея за
счет караванной торговли. Ханство кимаков безмятежно разваливалось,
разъедаемое враждой с племенами гузов и канглов, а Великий Сельджук -
султан Санджар - содержал в порядке Среднюю Азию и Восточный Иран. На этом
фоне Древняя Русь, уже превратившаяся из каганата в Конфедерацию восьми
"полугосударств"Но беда пришита, все перепуталось, кровь потекла и засохла на опустелой
земле, города вспыхивали, как костры в ночи, а жены и матери Южной Сибири
оплакивали своих мужей и сыновей. На Дальнем Востоке, от Уссури до Селенги,
произошел пассионарный толчок
В роковое двадцатилетие (1115-1135) на границе тайги и степи две группы
разрозненных сибирских племен сплотились в два могучих этноса: чжурчжэней и
монголов, схватившихся насмерть друг с другом. Военное счастье улыбнулось
монголам. Это позволило им решать насущные задачи внешней политики. Если
еще в прошлом веке историки не сомневались в том, что монгольский улус
Чингиса и его потомков был плодом их стремления покорить мир, что

Страницы: «« « 636   637   638   639   640   641   642   643   644  645   646   647   648   649   650   651   652   653   654  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды