Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 643   644   645   646   647   648   649   650   651  652   653   654   655   656   657   658   659   660   661  » »»

вреда науке и повседневной жизни. Ведь то, что при обывательском подходе
кажется простым, на самом деле сложно и совсем не так, как представляется
на первый и невнимательный взгляд.

В XIX в. аксиоматически предполагалось, и даже вошло в гимназические
учебники, что "рыцарственная Русь и тревожная недобрая степь, разлившаяся
безбрежным морем от Волги до Дуная"время это мнение оспаривается, как предвзятое и не соответствующее фактам,
зафиксированным строго и беспристрастноусловия для становления культуры и процветания хозяйства имелись не в
глухих лесах Заволжья и Сибири и не в солнечной пустыне Казахстана, а на
ландшафтной границе лесной и степной зон, а также в азональных ландшафтах -
речных долинах. Аборигены леса и степи научились жить в этническом
симбиозе, обменивались излишними продуктами труда и не образовывали химер,
несмотря на частые смешанные браки. При этом оба этноса - русичи и куманы -
жили каждый за счет природных ресурсов своего региона и потому были
ограничены пределами своих ландшафтов. Но тогда почему появилась и
укрепилась концепция извечного антагонизма Руси и Степи и насколько она
соответствует несомненным фактам истории? Этому вопросу придется уделить
особое внимание.

Для русских историков (не только летописцев) в XVI-XVII вв. половецкая
проблема была не актуальна. Война на юго-восточной границе шла
беспрестанно, но противниками России были государства, входившие в
мусульманский суперэтнос, - Крым, Казань и Османская империя, ибо уже во
время "великой замятни" в Золотой Орде степной суперэтнос в Западной
Евразии распался на составные части и исчез как целостность. Когда же
появились мигрировавшие из Джунгарии калмыки, истинно степной этнос, Россия
заключила с ними союз и с их помощью завоевала Крым.

Поэтому, когда в конце XVIII в. интерес к прошлому заставил обратиться к
древности, историки столкнулись с летописной традицией и приняли ее как
материал для собственных теоретических построений в духе своего времени.

Дореволюционная русская историография - от В.Н.Татищева до Г.В.Плеханова,
за редкими исключениями, решала проблему русско-половецкого контакта
единообразно, не смущаясь очевидными противоречиями в самих источниках и
несоответствием своих выводов с географией и всемирной историей.

В.Н.Татищев писал: "Половцы и печенеги более как через много сот лет
русским пределам набегами, пленя и грабя, великие вреды наносили... чему
несогласие и междуусобие русских князей немалою причиной было..." Владимир
Мономах решил женить своих сыновей на половецких княжнах, "но весьма мало
покоя и пользы исчемой чрез то приобрел"
Сам Владимир Мономах писал, что заключил с половцами "19 миров". Думается,
что ему было виднее, где польза, тем более что именно он первый привел
половецкую рать на Русь для разгрома Полоцкого княжества.

Н.М. Карамзин называл половцев "неутомимыми злодеями" и утверждал, что "мир
с такими варварами мог быть только опасным перемирием"князья в 1223 г. пошли выручать половцев на Калку?

Н.Г. Устрялов, хоть и приводил факты участия половцев в междоусобицах как
наемного войска, именует их "лютыми злодеями"Соловьев считал, что "Россия ...должна была вести борьбу с жителями степей,
с кочевыми азиатскими народами..."Соловьевым В.О. Ключевский. Они придавали этой войне характер "борьбы леса
со степью"как бы географический смысл, но соль была в ином: создатели этой концепции
считали своим долгом оправдать "отсталость" России от стран Западной Европы
и доказать неблагодарным европейцам, что "Русь своей степной борьбой
прикрывала левый фланг европейского наступления"заслугой Древней Руси перед мировой цивилизацией является то, что русичи,
не жалея себя, прикрывали католические монастыри, в которых наших предков
предавали анафеме за принадлежность к схизме; рыцарские замки, откуда
феодалы выходили грабить единоверную нам Византию; городские коммуны,
торговавшие славянскими рабами, и пройдох-ростовщиков, изгнанных народом из
Киева. И самое смешное, что это искреннее преклонение перед Западом
почему-то называлось патриотизмом?!

140. ЕЩЕ ОДНА ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Несколько по-иному представлял южнорусскую ситуацию Н.И. Костомаров,
считавший украинский народ если не вечным, то очень древним и всегда не
похожим на великороссов. По его мнению, в основе русской истории лежала
борьба двух начал - удельновечевого и монархического. Республиканским был
Юг, монархическим - Великороссия. А кочевники задерживали развитие
цивилизации в Древней Руси, даже торки и берендеи, смешавшиеся со славянами
и сражавшиеся под знаменами киевских князей. "Русь была окружена
чужеземцами, готовыми вмешаться в ее дела. С Востока, как тучи, одна другой
мрачнее, выходили полчища степных кочующих народов Азии, жадных к грабежу и
истреблению"вред, ибо из-за смешанности населения "в Руси не могло образоваться ни
прочной княжеской власти, ни родовой аристократии, ни... народоправления",
а частые половецкие набеги вынуждали "южнорусов" переселяться на север, где
они, видимо, превращались в великороссов. Последний удар Киеву нанесло
монгольское нашествиелитовцы!

Взгляды Н.И. Костомарова появились в 60-х годах XIX в. и нашли
последователей среди украинских националистов, например М.С. Грушевского и
др.несерьезным. Ведь русичи были куда сильнее степняков: Олег Святославич
половцев использовал, а Мономах разгромил их. Однако психология Н.И.
Костомарова понятна: в собственных бедах приятнее обвинить соседа, нежели
себя.

Оба направления - государственное и "областное" - казалось бы,
непримиримые, имеют одну общую черту: их представители рассматривали

Страницы: «« « 643   644   645   646   647   648   649   650   651  652   653   654   655   656   657   658   659   660   661  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды