Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 652   653   654   655   656   657   658   659   660  661   662   663   664   665   666   667   668   669   670  » »»

новгородские бояре это понимали, но действовали вяло, что дали возможность
немцам привлечь на свою сторону ливов и сломить сопротивление эстов. Прочие
же сильные князья - владимирский, смоленский, черниговский - веди себя так,
будто вторжение немцев в Прибалтику их не касается.

А что, если они были правы? Ведь из этого следует, что Русская земля как
единство перестала существовать. Это значит, что субэтносы XI в. в XIII в.
превратились в отдельные этносы, утратившие политические связи и этническую
целостность, сохранив только одну силу, еще сдерживавшую разложение, -
православную церковь и ее культуру. Однако такое положение вещей
характеризует скорее суперэтнос, инерции коего хватило еще на полтора
столетия. Хорошо еще, что немцы наступали медленно, а эсты сопротивлялись
доблестно, а то натиск на Восток мог бы увенчаться успехом.

147. БЕДА ВТОРАЯ. 1204 г.

Единственным естественным и потому искренним другом Руси была Византия.
Сами греки русичам не нравились. Их считали "льстивыми", т.е. обманщиками,
и корыстолюбивыми. Но культура Константинополя не зависела от пройдох,
торговавших в Херсонесе, и от латифундиалов Никеи и Фессалии. С этими
русичи и не общались, а философию, литературу и искусство получали от
образованных и талантливых людей, которых, впрочем, в Византии XIII в.
оставалось немного.

Как уже было отмечено, эта культура служила цементом, кое-как скреплявшим
Русскую землю даже при спаде пассионарноro напряжения системы. Только
благодаря общности культуры новгородцы беседовали с суздальцами, черниговец
щадил киевлянина, а не продавал его в рабство половцам, галицкий боярин
отстаивал свой город от венгров и поляков, а смоленский витязь отражал
ятвягов. Источником этой целительной культуры был Константинополь... и в
страшный день 13 апреля 1204 г. он пал, захваченный французско-итальянскими
крестоносцами, врагами православия. Эта потеря воспринималась на Руси как
внезапная смерть близкого человека. Всем мыслящим людям было ясно, что ни
от гибеллинов (в Риге), ни от папистов (на Босфоре) милости ждать нечего.
Русь перестала быть частью грандиозной мировой системы, а оказалась в
изоляции; схваченная в клещи двумя крестоносными воинствами, с севера и
юга, она могла вот-вот погибнуть... но тут вмешались половцы. Они пришли на
помощь болгарскому царю Калояну и в 1205 г. разгромили крестоносцев при
Адрианополе. Реальная опасность исчезла, но чувство горького одиночества
осталось и стало толкать отдельных деятелей на поиски выхода... в тупик.
Они пытались найти общий язык с католической Европой.

Отвлечемся от изложения событий и поговорим о культурах. Культуры разных
стран и веков разнообразны. Они влияют друг на друга, то привлекая, то
отталкивая тех людей, с которыми носители той или иной культуры находятся в
контакте, ибо всех людей привлекают идеалы истинности, добра и красоты,
проявляющиеся у разных этносов по-своему. Сила этого влечения -
аттрактивностисистемы и комплиментарности, позволяющей делать выбор между разными
культурами.

Так, в Х в. русичи преклонились перед опытной красавицей - Византией, а в
XIII в., когда она состарилась, они обратили внимание на юную
романо-германскую Европу, конечно, исключая тех, кто смел хранить верность
прошлому. Так начался раскол этнической системы Древней Руси, а закончился
он в XIV в., когда на месте былого единства возникли два братских этноса,
"родных по матери" - Древней Руси - и потому в XVIII в. потянувшихся друг к
другу. Но прежде чем единство было восстановлено, пришлось пережить пять
трудных веков, и в 1205 г. никто не мог угадать, чем этот начавшийся разлом
кончится. А беды пошли одна за другой.

148. БЕДА ТРЕТЬЯ. 1205 г.

Роман, князь Волынский и Галицкий, родился от брака Мстислава Изяславича с
дочерью короля польского Болеслава Кривоустого и воспитывался в Польше при
дворе Казимира Великого. Это обстоятельство определило многое в его судьбе.
Роман был храбр, энергичен, жесток, вероломен и весьма предприимчив. Всю
жизнь он воевал "против", но не "за", исключая самого себя. Начал он с
княжения в Новгороде и одержал блестящую победу над суздальцами и их
союзниками в том самом 1169 г., когда Андрей Боголюбский взял Киев у его
отца и отдал "мать городов русских" своим ратникам на трехдневный грабеж.

В 1173 г. новгородцы "показали путь" князю Роману. Ему пришлось уйти на
Волынь, по дороге женившись на дочери Рюрика Ростиславича Смоленского. С
этого времени он не знал ни покоя, ни верности слову, ни успеха. Он то
участвовал в усобицах своих польских родственников, то, захватив Галич,
бежал из него от венгров, то ссорился со своим братом Всеволодом из-за
Волыни, то воевал с соседями Руси - литовцами, ятвягами и половцами или с
русскими князьями Ольговичами, со своим тестем Рюриком и в 1197 г. с
галицкими боярами. Здесь он запятнал себя такими жестокостями, что русский
летописец предпочел не упоминать эти факты. Сведения о них сохранились
только в польских летописяхпередавивши пчел, меду не есть". Единственными искренними друзьями его были
торки. Они помогали ему в январе 1203 г. отстаивать Киев от черниговцев,
смолян и половцев. Но Роман потерпел неудачу и здесь; после этого он
обратил взор на Запад.

А Западная Европа по-прежнему обливалась кровью. В Германии гибеллинов
возглавлял Гогенштауфен, Филипп Швабский, опиравшийся на Восточную и Южную
Германию, а его противник, Оттон IV, сын Генриха Льва и племянник Ричарда
Львиное Сердце, был популярен на Нижнем Рейне и в Вестфалии; его
поддерживал папа Иннокентий III. Силы были равны, и война шла напряженно.

В этой ситуации любая поддержка была кстати. В 1204 г. папа предложил
Роману королевскую корону, но Роман предпочел договориться с гибеллинами.
Французский хронист XIII в. написал: "Король Руси, по имени Роман, выйдя за
пределы своих границ и желая пройти через Польшу в Саксонию (на соединение
с Филиппом)... по воле Божьей убит двумя братьями, князьями польскими,
Лешком и Конрадом, на реке Висле"Краковском соборе святым Гервасию и Протасию, в день памяти которых был

Страницы: «« « 652   653   654   655   656   657   658   659   660  661   662   663   664   665   666   667   668   669   670  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды