Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Хайек Фридрих Август - Судьбы либерализма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 90
Размер файла: 638 Кб
Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»

Press, 1979). -- амер. изд.

-------------------------------------------------------------------------------

Людвиг фон Мизес: Очерк
 [Опубликовано как "Tribute to von Mises, Vienna Years", National Review,
November 9, 1973, pp. 1244--1246 and p. 1260. -- амер. изд.]
Создание великой системы социальной мысли, явленной нам в работах Людвига фон
Мизеса, было начато полвека назад, когда он был очень занятым администратором,
который мог уделять исследованиям и преподаванию только часть своего времени.
Пока он жил в своей родной Вене, то есть до 50 с лишним лет, большую часть
времени он посвящал обязанностям финансового консультанта в важнейшей
полугосударственной организации австрийских предпринимателей -- в Венской
торговой палате, и для преподавания в Венском университете у него оставалось
совсем немного времени. Отсюда нужно еще вычесть несколько лет, проведенных им
на полях Первой мировой войны в качестве артиллерийского офицера. Незадолго до
начала войны и вскоре после ее окончания он опубликовал две работы, содержащих
начатки большей части идей, позднее развитых им в целостную систему.
 В 1912 году появились его Теория денег [Ludwig von Mises, Theorie des Geldes
und der Umlaufsmittel, op. cit. -- амер. изд.], многие годы остававшаяся самой
глубокой и основательной книгой на данную тему. Она не сразу оказала должное
воздействие, которое могло бы избавить послевоенный мир от многих злоключений
в сфере денежного обращения, главным образом потому, что он счел нужным
углубиться в проблемы общей теории ценностей. Это оказалось барьером для
многих из тех, кто мог бы извлечь выгоду из ясного изложения вопросов, имеющих
большую практическую ценность. После войны в 1922 году последовала его
выдающаяся работа Социализм [Ludwig von Mises, Die Gemeinwirtschaft:
Intersuchungen uber den Sozialismus, op. cit. -- амер. изд.], сделавшая его
знаменитым. Вопреки распространенному неверному представлению, главный тезис
книги не в том, что социализм невозможен, но в том, что он не может обеспечить
рациональное использование ресурсов [об этом см. Введение к этому тому --
амер. изд.]. Последнее достижимо только на основе вычислений, осуществляемых в
терминах ценностей или цен, которые, в свою очередь, могут быть достоверными
только в условиях конкурентного рынка. Именно это утверждение привлекло
широчайшее внимание и стало предметом многолетних дискуссий, в которых победа
осталась за Мизесом, по крайней мере, в том смысле, что защитникам социализма
пришлось пойти на далеко идущие изменения в своих доктринах.
 Книга о социализме была особенно важна тем, что выдвинула Мизеса как ведущего
истолкователя и защитника системы свободного предпринимательства. Хотя в
молодости его окружала атмосфера умеренного "фабианского" социализма,
господствовавшего тогда в кругах Венской интеллигенции, он вскоре восстал
против него, отдалившись, тем самым, от большинства современников. Вполне
возможно, что этим обращением он был обязан Бём-Баверку, профессору
университета, имевшему на него наибольшее влияние. Незадолго до своей
преждевременной смерти Бём-Баверк начал работать в направлении, которое
позднее развил Мизес. Ко времени публикации Социализма Мизес так сильно
уверился в том, что социалистические притязания есть плод интеллектуального
заблуждения и неспособности верно понять задачу, которая возложена на
экономическую систему, что позднейшие его попытки развить общую теорию
общества и его выступления в защиту либертарианского политического порядка
зачастую оказывались неразделимыми. Его склонность, особенно в молодые годы,
защищать свою позицию упорно и непримиримо, создали ему много врагов. В
основном по этой причине он так никогда и не получил постоянного места в
Венском университете, и многие ученые долго воспринимали его чисто
теоретические работы как идеологически подозрительные. [Причиной того, что
Мизес так и не получил постоянного места в Университете, вполне мог бы быть и
антисемитизм. Но в своей неоконченной статье об австрийской школе для словаря
New Palgrave (глава 1, прим. 1), Хайек так дополняет описание Венского
университета после Первой мировой войны: "Мизес, служивший во время войны в
армии, возобновил преподавание в качестве Privatdozent и должен был быть
естественным претендентом на пост профессора. Обычно его неуспех объясняют
антисемитизмом, но были более сложные причины, которые следует изложить. На
факультете права, где преподавали экономическую теорию, работало не мало
уважаемых еврейских профессоров, и в то время, о котором мы говорим, был
избран профессором, например, Ганс Кельзен. Но при этом было необходимо, чтобы
кандидата на пост профессора одобрила еврейская община, склонявшаяся в то
время к левым позициям. Острая критика социалистических программ сделала имя
Мизеса очень непопулярным в этих кругах. Это и было главной причиной, почему
он так и не получил положения постоянного профессора в университете." См.
также в этом томе pp. 157--158, и Earlene Craver, "The Emigration of the
Austrian Economists", op. cit., p. 5. -- амер. изд.] Время от времени он читал
случайные курсы в университете, но его личное влияние распространялось многие
годы благодаря работе неформального дискуссионного кружка, который был
известен в Вене как Privatseminar, в котором обсуждались разнообразнейшие
вопросы социальной теории и философии. Среди наиболее известных членов этого
кружка были не только экономисты Готтфрид Хаберлер и Фриц Махлуп [Хаберлер и
Махлуп принадлежат к группе учеников Мизеса, приобретших позднее известность в
Соединенных Штатах; оба были президентами Американской экономической
ассоциации. -- амер. изд.], но и социологи, как покойный Альфред Шульц, и
философы, наподобие покойного Феликса Кауфмана. [Хайек также был членом этого
кружка. См. в этом томе Пролог к части 1. -- амер. изд.]
 1920-е и начало 1930-х годов были для Мизеса временем чрезвычайно
плодотворным, когда он смог в ряде монографий по экономическим,
социологическим и философским проблемам развить философию общества, которая
была впервые изложена в работе на немецком языке, а затем подытожена в его
magnum opus, который сделал его известным в Америке, в Human Action.Эта книга
была написана в Нью-Йорке. Мизес перебрался из Вены в Женеву незадолго до
гитлеровской оккупации Австрии, а в 1940 году, почти в самый последний момент,
перебрался из Женевы в Соединенные штаты. Американские годы были счастливыми
для него. Окруженный заботой новой жены, впервые в жизни он мог целиком
посвятить себя писанию и преподаванию. Но даже самый краткий очерк его жизни
нельзя закончить без упоминания трех главных черт, характеризующих его как
ученого: редкостная ясность изложения; изумляющая историческая эрудиция; и
глубокий пессимизм относительно будущего нашей цивилизации. Этот пессимизм
часто проявлялся в предсказаниях, которые осуществлялись обычно позднее, чем
он ожидал, но в конечном итоге сбывались. Я полагаю, что мир был бы лучшим
местом для жизни, если бы люди чаще прислушивались к Людвигу фон Мизесу.
В честь профессора Мизеса
[Речь была произнесена Хайеком на обеде, устроенном Фондом экономического
образования в Университетском клубе в Нью-Йорке 7 марта 1956 года по случаю

Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Хайек Фридрих Август, Судьбы либерализма