Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ИКИ - Финансовые социальные и информационные технологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 52
Размер файла: 310 Кб
Страницы: «« « 37   38   39   40   41   42   43   44   45  46   47   48   49   50   51   52  »

концептуальные, методические и организационные положения были внедрены и
проверены сотрудниками Школы в их педагогической деятельности в течение ряда
последних лет.

Наша Школа для тех, кому "больше всех надо", для тех, кого пытаются
"остановить" словами: "Ты что самый умный?". А они эти "самые умные" - иначе
не могут и страдают от невозможнсти самореализоваться.

Если цель Школы формулировать подчеркнуто амбициозно и рассматривать как
идеальное стремление, а не как результат, который должен быть достигнут, то
она может быть обозначена так: "Хотя бы треть выпускников при их жизни или
после смерти будут увековечены в энциклопедиях".

Итак, Школа для тех, кому "больше всех надо".

Для выполнения Школой своей задачи, мне кажется, необходимо выполнение ряда
взаимосвязанных условий.
1. Исключительно специфический кадровый состав.
Изюминкой требований к большой части преподавателей является: они -
"писатели", а не "читатели" или в другой терминологии "авторы", а не
"пользователи". Подчеркну, что при этом они должны еще и учиться сами:
собственный профессиональный (педагогический) рост, способствование процессу
интеграции знания (аспект научной деятельности Школы), обучение непрерывной
тяге к учебе собственным примером (творчество заразительно).

Особый акцент на умение и желание "возиться" с детьми для большинства
постоянных преподавателей Школы. Наличие сотрудников, в обязанности которых в
очень большой степени входит общение с детьми.

Важной задачей является соблюдение правильного (факторов, определяющих
правильность много, я их не привожу) баланса между преподавателями, которые
"живут в школе", только преподают, только общаются, больше "писатели", чем
педагоги или больше педагоги, чем "писатели" и т.п. Отмечу здесь одно
наблюдение: этот баланс разный для разных параллелей, для разных предметов
(или групп предметов) и т.п.

К остальным сотрудникам требование - быть творческими и порядочными людьми,
поскольку любой взрослый человек в Школе тем или иным образом влияет на
учащихся.

Самое принципиальное условие: в Школе должно быть интересно взрослым. Только
тогда в Школе будет интересно и детям.
2. Исключительно специфический внутренний климат.
Творчество и поиск должны пронизывать всю сущность Школы каждую секунду. В
Школе может быть только одна догма, звучащая парадоксально: "Никаких догм!".
Это порождает постоянно нестабильное состояние всего и вся, что, безусловно,
утомительно.

Однако эта нестабильность процесса творческого поиска должна сочетаться с
фундаментом исключительно устойчивым и стабильным:
а) это неформальные человеческие отношения в Школе. Эти отношения в высшей
степени плодотворно влияют на образовательный процесс (не говоря о
воспитательном). Важную роль играет то, что отношения в Школе основаны в
первую очередь на доверии;
б) это фетишизация договорных (устных !!!, а письменных попутно) отношений;
отношение ко всем участникам процесса жизнедеятельности Школы (и детям, и
взрослым) как к сотрудникам, соратникам, коллегам. Последнее, в частности,
определяет стартовый возраст учащихся;
в) это внутренняя законность, право (Конституция Школы и Регламент Школы) и,
надеюсь, традиции Школы, практически исключающие субъективизм в деловых
отношениях, защищают от предвзятости и прочих, угнетающих личность факторов.
3. "Штучное" образование.
Реальная, а не на словах, индивидуальная работа с каждым учащимся. Какой-либо
общепринятой специализации у Школы нет. Но высококачественное образование
требуют индивидуальной специализации для любого ученика.

Поясню сказанное на примере, акцентируя внимание на нескольких точках зрения.

Если ученик что-то интересное уже может, а сотрудники Школы уже не в состоянии
быть для него лидерами, то Школа обязана предпринимать усилия по поиску
нужного специалиста, привлекая его высказываниями типа: "Наш ученик в 14 лет
делает вот это. Вам это интересно? Вы можете с ним позаниматься?"

Конструктивность данной ситуации и прямота вопроса позволяют администрации
формировать вышеупомянутый специфический кадровый состав.

С другой стороны, у каждого ученика появляется сильнейший стимул превзойти
своих учителей, выделиться каким-либо делом в качестве оценки усилий будут
занятия с новым замечательным преподавателем.

С третьей стороны, с приходом таким образом приглашенных сотрудников растет
общий уровень преподавания.
4. Высокий уровень образованности.
Достижение высокого уровня образованности и, подчеркиваю, непрерывное, с
постоянными усилиями, движение к этому уровню достаточно очевидное, но
требующее некоторых пояснений условие.
а) Чему учить? Безусловно, нужно дать глубокие и серьезные знания во всех
основных областях интересов Школы. Но содержание образования, выработанное
даже исключительно умными людьми это их субъективное мнение и, что важно, на
сегодня. Какие задачи придется решать через 20-30 лет нынешним 14-летним,
какими знаниями оперировать, не знает никто. Поэтому наибольшее внимание стоит
уделять игре ума, умению работать с научной и справочной литературой,
появлению вкуса к абсурду и парадоксам, выработке приемов мышления,
специфических для творческой деятельности (видеть в одинаковом разное, в
разном - одинаковое, в любой момент сменить ракурс взгляда, особенно на
успешных участках работы), генерации и анализу идей и т.п. В некоторой степени
эпатируя, сделаю вывод такой: содержание образования носит скорее прикладной,
а не целевой характер (хотя итог 2-ух учебных лет убедительно показывает, что
при всех издержках, достигнут очень высокий уровень знаний).
б) Как учить? С учетом специфического кадрового состава, целей Школы,

Страницы: «« « 37   38   39   40   41   42   43   44   45  46   47   48   49   50   51   52  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. ИКИ, Финансовые социальные и информационные технологии