Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
ИКИ - Финансовые социальные и информационные технологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 52
Размер файла: 310 Кб
Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52  »

необходимости непрерывно поддерживать творческую атмосферу. Этот аспект
регламентируется в минимальной степени и является одним из объектов научной
деятельности Школы. К настоящему моменту мы обладаем рядом проверенных нами
или нашими коллегами в различных учебных заведениях и дающими хороший
результат организационными идеями. Это прежде всего длинные пары, длинный
день, формы свободного посещения, алгоритм жизни должников, участие в
олимпиадах, много самостоятельной аналитической работы, место прогулов -
библиотека, рейтинговая шкала, равномерно-блочный учебний план, небольшие
классы, отсутствие учебника - отсутствие формального верхнего предела знания
на оценку "отлично".
в) Непрерывное, с постоянными усилиями, движение достигается в первую очередь
объявлением шагов постоянного возрастания требований (явно указываются
минимально допустимые требования к знаниям к такому-то моменту, к такому-то и
т.д.) и постоянным прессингом рейтинговой шкалы. Кстати сказать, этот же
прием, но менее формально, применяется в требованиях к самодисциплине,
ответственности и проч. Второй важный принцип: требования всегда выше
возможностей, но выглядят даже слегка заниженными, что позволяет "избавиться
от страха прыгать в высоту". Третий важный принцип: домашние задания
предшествуют уроку, а не только следуют за ним.
г) Учебный план очень насыщен. В нем и интегративные курсы "Введение в
естествознание" и "Введение в культурологию", и курс для младших "Ликвидация
безграмотности" (русский язык и алгебра) для выравнивания к январю стартовых
позиций поступивших из разных школ и т.п. Эта насыщенность отразилась и на
количестве учебных часов (увеличив до 40 и более в неделю). По опыту знаю, что
этот факт исключительно нервирует внешних наблюдателей. А напрасно.
Медицинские нормы в 36 часов в неделю принимались (в предположении, что бывают
только аудиторные занятия) для средней (в смысле любой) школы при 30-35
человеках в классе. А также при царстве шума или скуки, психологическом
дискомфорте, традиционном для советской школы, что приводило к тому, что
половину сил учащиеся тратили на борьбу с окружающей обстановкой. В таких
условиях и 36 часов - не для всякого!

Удобен режим: 1 час 20 минут урок без перерыва, 4 урока обязательных (с
часовым перерывом после второго) и 1-2 факультативных урока в день при
пятидневной неделе. Младшие привыкают к такому графику за 3-4 недели. Уровень
нагрузки при этом и усталость детей должна быть под неослабным, практически
ежедневным контролем преподавателей при исключительной согласованности их
действий. Учиться тяжело, но интересно и поэтому в радость, а исподволь
возникает выносливость и самодисциплина (т.к. время становится слишком дорогим
ресурсом).

Кроме того, по тонкому наблюдению одной ученицы, такие жесткие учебные условия
приводят к созданию очень дружного ученического коллектива - в одиночку
трудно. И это при том, что одаренные дети сплошь и рядом индивидуалисты
крайней степени.
д) И последнее в этом пункте. Важной, но не зафиксированной в учебном плане,
составляющей процесса обучения, является обучение очень многим умениям походя,
в процессе некой деятельности. Я приведу два близких лично мне примера.

Свободно освоить работу с базой данных на компьютере можно, например, работая
техническим сотрудником в приемной комиссии Школы (15-20 учеников ежегодно)
или пользуясь электронной картотекой в библиотеке (все ученики Школы, т.к.
другой картотеки просто не должно быть, а компьютер должен стоять в свободном
доступе). Понять в дальнейшем на уроках информатики технические детали
внутренней структуры базы данных уже не составляет труда.

Освоить текстовый редактор можно, издавая школьную прессу, печатая учебные
пособия (попутно овладев 10-пальцевой слепой печатью). На уроке информатики
практически любой в состоянии написать маленький фрагмент текстового
редактора, а учить пользоваться мне даже не приходит в голову - все и без меня
давно научились.
5. Развитие качеств "предпринимателя".
Сплошь и рядом встречаем примеры, когда в силу отсутствия каких-то качеств,
хотя и обладая высочайшим уровнем знаний, тот или иной гениальный ученый
(режиссер, писатель) не смог сделать свое детище достоянием общественного
внимания (испугался трудностей и прекратил работы, устал и бросил на полпути,
не сумел организовать работу творческого коллектива, спился, спасаясь от
напряжения и т.п.). Ростропович и Тарковский (эталоны "предпринимателей")
уникальны, но похожую судьбу - трудную, но звездную - могли иметь десятки
наших сограждан.

Таким образом, декларируется задача воспитать в учащихся качества необходимые
в их дальнейшей судьбе, т.е. качества "предпринимателя".

Этому, кстати, неплохо способствуют усилия по самообслуживанию (в масштабах
Школы), от покупки продуктов для школьной столовой (не трудно купить, трудно
ПОМНИТЬ, что надо купить!) до совместного (преподаватели и ученики)
изготовления методических пособий (стали замечательно конспектировать
лекции!).

На это же должны работать постоянные усилия по поддержанию внутренней
"конституционной законности". (Поэтому я счел необходимым в приложении к
настоящей статье привести Конституцию Школы.)

И последнее. В Школе не должно быть запретов, а может быть лишь набор
требований. Это в некотором смысле иезуитство, поскольку при наличии
требований автоматически возникают запреты, но не со стороны учителей или
администрации, а со стороны собственного разума.
6. Реклама, осмысленность выбора и адекватные тесты.
Хорошо и комфортно в школе будет, если она соответствует чему-то
психо-эмоциональному в каждом ученике. Ученик, прошедший всупительные экзамены
в Школу, но не собирающийся принимать на себя груз самостоятельности,
ответственности и самодисциплины, будет чувствовать себя неуютно, будет
раздражаться и переутомляться. Такая же участь ждет того, кто не собирается
достигать больших высот в собственной разносторонней образованности.

Таким образом, грамотно информировать, как и для чего мы учим, добиваться
понимания этих аспектов родителями и абитуриентами так же важно, как и
адекватно целям проводить конкурсные вступительные экзамены. Всеми возможными
способами минимизировать ошибки на входе!

Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. ИКИ, Финансовые социальные и информационные технологии