|
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 36 Размер файла: 221 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но
отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила.
Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в
современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание),
интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение (message) - это
"вещь", то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека;
интерпретация - это "мысль", то есть приобретаемое знание; коммуникация -
это лишь операция передачи, трансляции. Но в современном нам обществе,
именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено в триаде
сообщение-коммуникация-интерпретация.
Сегодня создается ничуть не больше интеллектуальной продукции или знания,
чем в Античности или Средневековье. Картина мира каждой эпохи строится из
конечного числа моделей, приводящих имеющиеся факты в удобную систему
объяснений. Геоцентрическая модель Птолемея позволяет рассчитывать видимое
положение планет ничуть не хуже, чем гелиоцентрические модели Коперника и
Галилея; доклады Римскому клубу(2) дают примерно такие же прогнозы о будущем
человечества, что и средневековые пророчества о Страшном суде; классификации
элементарных частиц в XX в. столь же многочисленны и сложны и в той же
степени связаны с опытными данными, что и классификации ангелов и демонов в
веке XV. В настоящее время больше физики и меньше демонологии, тогда как
пятьсот лет назад соотношение было обратным, но по общему числу моделей
эпохи принципиально не различаются. Принципиальная разница заключается в
ином - сейчас неизмеримо больше коммуникаций. Тиражирование (не путать с
созданием) интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством
печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, лекций и семинаров в рамках
системы всеобщего образования, а теперь еще и сети Internet - вот что
коренным образом отличает современное общество как информационное. И за
словом "информация" кроется именно коммуникация, а не знание. Наблюдая
современных политиков, биржевых брокеров, журналистов и их аудиторию,
нетрудно заметить: более информированный чело----------------(1) Touraine A.
The waning sociological image of social life // International journal of
comparative sociology. 1984. Vol. 25. N 1.
(2) Римский клуб - международная неправительственная организация,
созданная в 1968 г. с целью изучения так называемых глобальных проблем:
угрозы ядерной войны, загрязнения окружающей среды, истощения природных
ресурсов. Результаты изысканий членов клуба представлены в прогностических
докладах "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974),
и др.
[11]
век - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе
коммуникаций.
Огромная техническая, экономическая, политическая, культурная роль
информации объясняется именно тем, что она не содержательна ("знание") и не
предметна ("продукт"). Информация операциональна. Информация служит
обоснованием/оправданием действий. Поэтому она столь необходима современному
человеку, ценна для него, воздействует на него. Поэтому в современном
обществе информация - это идол. В традиционном обществе, построенном на
религиозном оправдании деяния, и даже в обществе модернизирующемся,
построенном на идеологических оправданиях деятельности, информация никак не
могла претендовать на ту роль, что играет теперь. Только как коммуникация, а
не как знание или предмет, информация способна вызывать новые операции. Люди
действуют, используя информацию, а коммуникационные потоки не только не
поглощаются как ресурс деятельности, подобно сырьевым или энергетическим
ресурсам, а напротив умножаются и ускоряются. Это происходит потому, что
информация не столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности.
Итак, информация - это коммуникация, операция трансляции символов,
побуждающая к действию. Если мы определим информацию подобным образом,
станет понятным, почему главным феноменом компьютерной революции стал
Internet, а не гигантские электронные банки данных или искусственный
интеллект. В глобальной сети Internet не создается никакого знания, но зато
многократно увеличиваются возможности осуществления коммуникаций. При этом
утверждения поклонников теории информационного общества о том, что в
современную эпоху информация играет более существенную роль, чем
материальные факторы, не становятся более убедительными. Даже если отдавать
себе отчет в том, что информация - это не знание, а операция трансляции, все
равно трудно всерьез воспринимать суждения о том, что реклама - это
"информационная поддержка" какого-либо товара, личности или акции, или же
что конкуренция средств массовой информации (далее - СМИ) - это
"информационная война". Не передача данных о свойствах товара/услуги, т. е.
рациональная денотация объекта, а создание его образа, мобилизующего
аффективные коннотации, приносит прибыль в современной экономике и
стимулирует развитие рекламного бизнеса. Не за монополию на передачу
сведений воюют владельцы СМИ, а за создание выгодного им или их заказчикам
образа событий. Создание образа - это всегда манипулирование знаками,
символами, а коммуникации - это потоки символов по определению. То, что
выглядит как информационный поток, является процессом создания образа. По
меткому определению, данному М. Маклюэном еще в 60-х гг., действительным
содержанием сообщения является сам сообщающий'. Такой подход
-------------------(1) McLuhan М. The medium is the message. N. Y., 1967
[12]
дает ключ к пониманию как характера современных технологических и
социальных тенденций, так и неадекватности теорий информационного общества,
основанных на вере в непреходящую правоту Ф. Бэкона, провозгласившего:
"знание - сила".
Не в знании и не в его передаче, а в коммуникации, в создании
привлекательных образов сила современного бизнесмена, политика, ученого,
художника и т.д. Поэтому совершенно корректен Турен, когда избегая терминов
"знание" и "информация", пишет, что в постиндустриальную эру социальные
конфликты возникают по поводу "символических благ". И по той же причине
Турен и Бжезинский ошибались, пророча развитие в постиндустриальную эру
институтов технетронного социального контроля. В обществе, где в
деятельности людей, в их отношениях друг с другом образы важнее реальных
поступков и вещей, развитие так называемых информационных технологий не
могло пойти иначе, кроме как в направлении создания систем централизованного
управления и программирования социальных процессов, в направлении накопления
и обработки данных с целью исчерпывающего знания характеристик и будущего
поведения объекта.
Информационное общество, таким образом, оказывается фантомом
постиндустриальной эпохи. Технологические сдвиги, с которыми связывали
формирование такого рода социальной организации, налицо, а ожидаемые
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |