Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

Информации в современном обществе много, она играет  колоссальную  роль,  но
отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила.
   Чтобы понять, что такое информация и  почему  она  играет  такую  роль  в
современную  эпоху,  нужно  четко  различать   сообщение   (или   послание),
интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию.  Сообщение  (message)  -  это
"вещь", то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека;
интерпретация - это "мысль", то есть приобретаемое  знание;  коммуникация  -
это лишь операция передачи,  трансляции.  Но  в  современном  нам  обществе,
именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено  в  триаде
сообщение-коммуникация-интерпретация.
   Сегодня создается ничуть не больше интеллектуальной продукции или знания,
чем в Античности или Средневековье. Картина мира каждой  эпохи  строится  из
конечного числа  моделей,  приводящих  имеющиеся  факты  в  удобную  систему
объяснений. Геоцентрическая модель Птолемея позволяет  рассчитывать  видимое
положение планет ничуть не хуже, чем гелиоцентрические  модели  Коперника  и
Галилея; доклады Римскому клубу(2) дают примерно такие же прогнозы о будущем
человечества, что и средневековые пророчества о Страшном суде; классификации
элементарных частиц в XX в. столь же многочисленны  и  сложны  и  в  той  же
степени связаны с опытными данными, что и классификации ангелов и демонов  в
веке XV. В настоящее время больше физики и  меньше  демонологии,  тогда  как
пятьсот лет назад соотношение было обратным,  но  по  общему  числу  моделей
эпохи принципиально не различаются.  Принципиальная  разница  заключается  в
ином - сейчас неизмеримо больше коммуникаций.  Тиражирование  (не  путать  с
созданием) интеллектуального продукта, передача сведений о  нем  посредством
печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, лекций и семинаров в рамках
системы всеобщего образования, а теперь  еще  и  сети  Internet  -  вот  что
коренным образом отличает современное  общество  как  информационное.  И  за
словом "информация" кроется  именно  коммуникация,  а  не  знание.  Наблюдая
современных  политиков,  биржевых  брокеров,  журналистов  и  их  аудиторию,
нетрудно заметить: более информированный чело----------------(1) Touraine A.
The waning sociological image of social life  //  International  journal  of
comparative sociology. 1984. Vol. 25. N 1.
   (2)  Римский  клуб  -  международная   неправительственная   организация,
созданная в 1968 г. с целью  изучения  так  называемых  глобальных  проблем:
угрозы ядерной войны,  загрязнения  окружающей  среды,  истощения  природных
ресурсов. Результаты изысканий членов клуба представлены  в  прогностических
докладах "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974),
и др.
   [11]
   век - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем  числе
коммуникаций.
   Огромная  техническая,  экономическая,  политическая,   культурная   роль
информации объясняется именно тем, что она не содержательна ("знание") и  не
предметна  ("продукт").   Информация   операциональна.   Информация   служит
обоснованием/оправданием действий. Поэтому она столь необходима современному
человеку, ценна для  него,  воздействует  на  него.  Поэтому  в  современном
обществе информация - это идол.  В  традиционном  обществе,  построенном  на
религиозном  оправдании  деяния,  и  даже  в   обществе   модернизирующемся,
построенном на идеологических оправданиях деятельности, информация никак  не
могла претендовать на ту роль, что играет теперь. Только как коммуникация, а
не как знание или предмет, информация способна вызывать новые операции. Люди
действуют, используя информацию, а  коммуникационные  потоки  не  только  не
поглощаются как ресурс деятельности,  подобно  сырьевым  или  энергетическим
ресурсам, а напротив умножаются и ускоряются.  Это  происходит  потому,  что
информация не столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности.
   Итак,  информация  -  это  коммуникация,  операция  трансляции  символов,
побуждающая к действию.  Если  мы  определим  информацию  подобным  образом,
станет  понятным,  почему  главным  феноменом  компьютерной  революции  стал
Internet,  а  не  гигантские  электронные  банки  данных  или  искусственный
интеллект. В глобальной сети Internet не создается никакого знания, но  зато
многократно увеличиваются возможности осуществления коммуникаций.  При  этом
утверждения  поклонников  теории  информационного  общества  о  том,  что  в
современную  эпоху  информация   играет   более   существенную   роль,   чем
материальные факторы, не становятся более убедительными. Даже если  отдавать
себе отчет в том, что информация - это не знание, а операция трансляции, все
равно трудно  всерьез  воспринимать  суждения  о  том,  что  реклама  -  это
"информационная поддержка" какого-либо товара, личности или  акции,  или  же
что  конкуренция  средств  массовой  информации  (далее   -   СМИ)   -   это
"информационная война". Не передача данных о свойствах товара/услуги, т.  е.
рациональная  денотация  объекта,  а  создание  его  образа,   мобилизующего
аффективные  коннотации,  приносит  прибыль  в   современной   экономике   и
стимулирует  развитие  рекламного  бизнеса.  Не  за  монополию  на  передачу
сведений воюют владельцы СМИ, а за создание выгодного им или  их  заказчикам
образа событий.  Создание  образа  -  это  всегда  манипулирование  знаками,
символами, а коммуникации - это потоки  символов  по  определению.  То,  что
выглядит как информационный поток, является процессом  создания  образа.  По
меткому определению, данному М. Маклюэном еще  в  60-х  гг.,  действительным
содержанием сообщения является сам сообщающий'. Такой подход
   -------------------(1) McLuhan М. The medium is the message. N. Y., 1967
   [12]
   дает  ключ  к  пониманию  как  характера  современных  технологических  и
социальных тенденций, так и неадекватности теорий информационного  общества,
основанных на вере  в  непреходящую  правоту  Ф.  Бэкона,  провозгласившего:
"знание - сила".
   Не  в  знании  и  не  в  его  передаче,  а  в  коммуникации,  в  создании
привлекательных образов сила  современного  бизнесмена,  политика,  ученого,
художника и т.д. Поэтому совершенно корректен Турен, когда избегая  терминов
"знание" и "информация", пишет,  что  в  постиндустриальную  эру  социальные
конфликты возникают по поводу "символических благ".  И  по  той  же  причине
Турен и Бжезинский ошибались,  пророча  развитие  в  постиндустриальную  эру
институтов  технетронного  социального   контроля.   В   обществе,   где   в
деятельности людей, в их отношениях друг с  другом  образы  важнее  реальных
поступков и вещей, развитие  так  называемых  информационных  технологий  не
могло пойти иначе, кроме как в направлении создания систем централизованного
управления и программирования социальных процессов, в направлении накопления
и обработки данных с целью исчерпывающего знания  характеристик  и  будущего
поведения объекта.
   Информационное   общество,   таким    образом,    оказывается    фантомом
постиндустриальной  эпохи.  Технологические  сдвиги,  с  которыми  связывали
формирование  такого  рода  социальной  организации,  налицо,  а   ожидаемые

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества