Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

между экономическим и неэкономическим становится возможным и  даже  жизненно
важным потому, что в эпоху Модерн возникает экономика как обособленная сфера
общества.  Экономическую  сферу  образуют  все  те  артефакты  и  социальные
технологии, которые для  людей  эпохи  Модерн  воплощают  возможные  решения
фундаментальной проблемы располагания сущим, представляемой в форме проблемы
производства стоимости.
   Тенденция  к  овеществлению  политики  в   полной   мере   проявилась   с
превращением власти из  наследственной  привилегии  в  делегируемые  народом
полномочия. Отношение к власти как к практике материальной, а не сакральной,
как  к   эффективному   управлению   ресурсами   (сторонниками,   средствами
информации, деньгами и т.д.) сформировало стремление к вовлечению в практику
борьбы за власть все  большего  количества  ресурсов.  Это  стремление  было
артикулировано  в   идеях   расширения   и   совершенствования   демократии,
освобождения от религиозных, сословных, клановых  ограничений  на  доступ  к
власти. С распространением избирательного  права  на  большинство  народа  и
превращением выборов в  систему  универсальных  ролей  "избиратель-кандидат"
государство стало общественным институтом,  который  можно/нужно  захватить,
удержать, использовать, изменить, но который не возникает и не существует по
воле человека. Государственное управление превратилось из фамильного ремесла
сюзерена или вдохновенного искусства узурпатора в  бюрократический  аппарат.
Того типа государства, суть которого  блестяще  сформулировал  Людовик  XIV,
больше нет(1). Государство деперсонифицировалось и  стало  ролевой  системой
"гражданин-чиновник". Борьба за  власть  и  ее  применение  превратились  из
искусства  клановых  и  кабинетных  интриг   в   политическое   предприятие.
Политическое дело -  это  организация  агитации  и  мобилизации  масс  через
профессиональ------------------(1) По преданию, Людовик  XIV  заявил  членам
Парижского парламента  -  высшей  судебной  палаты,  регистрировавшей  указы
короля: "Вы думаете, господа, что  государство  -  это  вы?  Вы  ошибаетесь,
государство - это я!".
   [28]
   ные   партийные   комитеты   и   заключение   внутри-   и    межпартийных
союзов-политических   сделок.    Политические    партии    перестали    быть
группировками, возникающими на  основе  родственных,  дружеских  связей  или
каких-либо иных личностно ориентированных отношений  и  также  оформились  в
институт, в систему ролей "лидер-сторонник".
   Политические институты сформировались в эпоху Модерн как  комплекс  норм,
определяющих способы постановки и решения проблем обладания властью. Базовые
элементы  этого  нормативного  комплекса:  политический  курс  -   программа
(идеология) действий и их  результаты;  реформа  -  выработка  и  реализация
нового курса; организация - постоянное объединение  людей  для  выработки  и
реализации курса; поддержка общественности -  наличие  активных  сторонников
курса  и  позитивного  общественного  мнения.  В  базовых  институциональных
нормах, призванных реализовывать идеи Свободы и Прогресса при  распределении
и  использовании  власти,  легко  угадывается  все  та  же   фундаментальная
ориентация  на  располагание  сущим.  Эта  ориентация  обнаруживает  себя  в
артикуляции  описанных  институциональных  норм  в   политическом   дискурсе
современности, перенасыщенном "материальными" и "хозяйственными" метафорами:
"административный ресурс", "партийное  строительство",  "партийная  работа",
"политический капитал" и т.п.
   Только  деятельность,  следующая  определенным   выше   институциональным
нормам,  расценивается  как  политическая.  Как  и   в   случае   экономики,
политическое отличается от неполитического не в силу свойств слов  и  вещей,
мыслей и поступков, а в силу  оценки  их  институциональной  принадлежности.
Политика оформляется как автономная сфера общества. Политическая сфера - это
все те артефакты и социальные технологии, которые  для  людей  эпохи  Модерн
являются воплощениями  решения  проблемы  располагания  сущим  как  проблемы
обладания властью.
   Наука возникла как автономная сфера общества в результате реализации идей
Просвещения о науке как инструменте приращения и распространения  знания  на
благо всех  людей.  Стремление  избавить  процесс  познания  от  религиозных
предрассудков и сословных ограничений, умножить число  полезных  открытий  и
научить  человечество  извлекать  эту  пользу  превратило  поиски  истины  и
передачу знаний в научное предприятие. С одной стороны, сформировался корпус
стандартизованных процедур сбора и обработки данных - технологий обращения с
материалом:   экспериментальными   установками,   препаратами,   подопытными
животными и людьми. Наука  из  интуитивных  поисков,  внезапных  открытий  и
гениальных озарений превратилась в регулярное научное производство. С другой
стороны,  сформировалась  система  статусов,  регулирующая  отношения  между
научными  работниками.  В  эпоху  Модерн  университет  и   исследовательская
лаборатория - это универсальные ролевые  системы  "преподаватель-студент"  и
"научный руководитель-научный работник".
   [29]
   Наука из  занятия  одиночек  превратилась  в  функционирование  "научного
сообщества".
   Научные институты сформировались как комплекс норм, которые  обеспечивают
в представлении  людей  эпохи  Модерн  решения  проблем  открытия  истины  и
повышения квалификации. Базовые элементы этого нормативного комплекса:  факт
- положение вещей,  фиксируемое  органами  чувств;  открытие  -  обнаружение
нового положения вещей; исследование  -  процедура  сбора  и  систематизации
фактов; компетентность - обладание "запасом" фактов. Институциональные нормы
очевидно ориентируют человека на обладание знанием,  которое  предстает  как
реализация  в  плане  науки  универсального  стремления  располагать  сущим.
Исследовательские и учебные практики, не  следующие  этим  институциональным
нормам,  квалифицируются  как  ненаучные,  независимо  от  их  содержания  и
полезности. Тем самым наука конституируется как автономная сфера общества  и
обособляется от ремесла, коммерции, идеологии,  а  заодно  от  паранауки.  С
окончанием охоты на ведьм в XVII-начале XVIII в. и вплоть  до  начала  эпохи
легитимации научной деятельности апелляциями к  идеям  Свободы  и  Прогресса
занятия алхимией, астрологией, спиритизмом и т.п.  никак  не  отделялись  от
занятий, ныне квалифицируемых  как  наука  в  собственном  смысле  слова.  С
превращением же науки в сегмент социальной реальности алхимия, астрология  и
тому  подобные   практики   оказались   не   просто   антинаучными,   но   и
антиобщественными. Институционализация определила  грань  между  реальностью
квантов  и  нереальностью  духов  как  грань  между  реальностью  социальной
структуры и нереальностью,  эфемерностью  и  незначительностью  субъективных
стремлений индивида.
   Основанием   процесса   овеществления   искусства    стало    превращение
произведения  как  предмета  эстетического  переживания   в   художественную
ценность. Стремление сделать искусство  инструментом  просвещения  народа  и
освободить творчество от зависимости от  церкви  и  аристократии  -  главных

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества