Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»

Дании в 1814 г.,  аналогичные  системы  были  введены  в  североамериканских
штатах на протяжении 1852-1900 гг., в Японии в 1872 г., в  Великобритании  в
1880 г., во Франции в 1882 г. Хотя понятие "институт" к научному  учреждению
впервые  было  применено  еще"в   1795   г.   (Институт   Франции),   первые
научно-исследовательские  институты  в  современном  их   понимании   начали
функционировать в Великобритании в 1871 г.  (Кавендишская  лаборатория),  во
Франции в 1888 г. (Пастеровский институт), в Германии в 1911  г.  (институты
Общества кайзера Вильгельма).
   Стратификация  как   форма   социальной   дифференциации,   отличная   от
характерных  для  традиционного   общества   форм,   формируется   по   мере
исчезновения сословных, клановых  и  классовых  привилегий  и  барьеров  для
социальной  мобильности.  Самыми  первыми,  пусть   и   формальными   актами
ликвидации таких барьеров стали Конституция США в 1787 г. и набор поправок к
ней в 1790 г. (так называемый "Билль о правах"),  а  также  Декларация  прав
человека и гражданина во Франции в 1789 г.
   Возникновение первых  атрибутов  современного  общества,  таким  образом,
приходится, самое раннее, на конец XVIII-начало XIX в.(2) В тот  же  период,
когда возникают атрибуты социального порядка современного  типа,  происходят
симптоматичные перемены  в  мировоззрении.  Идеи  Просвещения  XVIII  в.  об
абсолютности и  универсальности  ценностей  свободы  и  прогресса  из  сферы
философских дебатов
   --------------(1) Имеется в виду не "беспроволочный телеграф"  Маркони  и
Попова, а звуковое вещание - передача и прием человеческой  речи,  музыки  и
т.п.
   (2)  Таким  образом,   концепции,   относящие   начало   модернизации   к
семнадцатому веку и ранее, не вполне корректно соотносят используемую в  них
модель общества современного типа с историческими фактами.
   [23]
   проникли  в  политическую,   экономическую,   эстетическую,   юридическую
практику, превратившись из критики существующего социального порядка  в  его
идеологию, то есть аффирмативный дискурс. Апелляцией к Свободе  и  Прогрессу
стали обосновываться в конечном итоге  любые  действия  в  публичной  сфере.
Священность традиции и авторитета, еще  недавно  способная  интегрировать  и
мобилизовать  общество  или  по  крайней  мере  значительную  его  часть   и
послужившая достаточным основанием для практики контрреволюции во Франции  в
1789-1795 гг. и  реставрации  в  Европе  в  1815-1820  гг.,  перестала  быть
ценностной базой политического  и  культурного  истеблишмента.  Мотивом  для
легитимации теперь являются реализация естественных прав и свобод, улучшение
нравов и условий жизни, развитие наук, торговли  и  ремесел,  рост  научного
знания и образованности.  Монархи  и  их  министры,  превращая  демагогию  и
реформы   в   основные   инструменты   государственной   власти,    начинают
"конкурировать" с революционерами и заговорщиками в деле достижения  Свободы
и Прогресса, как, например, королева Виктория и Гладстон, Наполеон III  (Луи
Бонапарт), Вильгельм I и Бисмарк.
   Возникновение  новых,  ныне  называемых   модернистскими   артефактов   и
социальных технологий одновременно со сдвигом в политической идеологии можно
рассматривать как неслучайный параллелизм. Это симптомы общей  трансформации
культуры,  если  рассматривать  культуру   вслед   за   П.   Сорокиным   как
развивающуюся целостность.
   "Всякая  великая  культура  есть  не  просто  конгломерат   разнообразных
явлений, сосуществующих, но  никак  друг  с  другом  не  связанных,  а  есть
единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним
основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность" (1).
   Под культурой вообще при  этом  понимаются  общепринятые  в  определенной
социальной общности (группе, страте, обществе)  проблемная  картина  мира  и
совокупность способов решения  проблем.  Вещи,  слова,  поступки  становятся
культурными феноменами лишь  постольку,  поскольку  сообщают  о  проблеме  и
воплощают способ ее решения. В  любом  феномене  культуры  -  орудии  труда,
религиозном  обряде,  произведении   искусства,   социальном   институте   -
воплощаются постановка и решение главных для людей проблем. Все  проблемы  -
экономические,  политические,  эстетические,  этические  и  иные  прочие   -
формулируются посредством соотнесения (явного или  подспудного)  с  базовыми
ценностями. Базовые ценности, таким образом, представляют  собой  проблемную
картину мира.
   Все социокультурные феномены середины XIX-конца XX в. в Европе и Северной
Америке редуцируются к двум базовым ценностям: идеям  Свободы  и  Прогресса.
Эти ценности в культуре Модерн -  конечные  цели  и,  следовательно,  задают
способ формулиров------------(1) Сорокин П. Человек. Цивилизация.  Общество.
М., 1992. С. 429.
   [24]
   ки и решения всех проблем. Свобода и  Прогресс  устанавливают  ценностные
ориентиры характеристики не только общественного устройства, но и научного и
художественного  творчества,   технических   и   экономических   достижений,
моральных качеств, условий жизни человека и даже  окружающих  его  вещей.  В
дискурсе   эпохи   Модерн   опорными   становятся   такие   концепты,    как
"научно-технический прогресс" и  "экономический  рост";  "свободный  мир"  и
"прогрессивное  человечество";  "свобода  творчества",  "рост   мастерства",
"свободное владение техникой" и "прогрессивные методы";  "свобода  слова"  и
"прогрессивные взгляды"; "свободное время" и "рост уровня жизни"; "свободный
стиль" и "улучшенный дизайн", и др.
   Прогресс и Свобода - референты в одинаковой степени и для истеблишмента и
для оппозиции в любой сфере культуры и в любой момент. Это  идолы,  служению
которым посвящены все  усилия  и  достижением  которых  оправдываются  любые
действия в современной истории. Свобода и Прогресс вне  дискуссий  даже  для
критиков модернистской культуры. Первый в их ряду - Ницше - противопоставлял
современной культуре образ сверхчеловека, то есть решением  базовых  проблем
для него по сути являлся прогресс человеческой природы, переход ее на  более
высокую ступень развития. Одни из последних - теоретики Франкфуртской  школы
- сетовали на недостаток свободы и  уповали  на  становление  нерепрессивной
цивилизации.    Практическое     опровержение     существующей     культуры,
провозглашенное  большевиками  и  нацистами,  также  велось  под   лозунгами
освобождения (класса, нации, человечества) и во имя прогресса (технического,
экономического, социального).
   Эту  единую  логику  практически  одинаково   концептуализировали   самые
выдающиеся мыслители эпохи модернизации: К. Маркс в концепции овеществления,
М. Хайдеггер в концепции превращения мира в картину, П. Сорокин в  концепции
динамики  чувственной  культуры(1).  Действительное  основание   современной
культуры определяется как  отчуждение  человеческой  сущности  в  вещи,  как
стремление располагать сущим как благом, или как наделение существованием  и
смыслом лишь чувственной реальности.  Сходство  концепций  мыслителей  столь

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества