Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

реального более действенны, чем сама реальность. Ценности в роли "референта"
необходимы   лишь   как   алиби   существующего   порядка   вещей.   Дефицит
действительной  референции  вещей  и  поступков  к   Свободе   и   Прогрессу
компенсируется    интенсивной    знаковой     манипуляцией.     Отсюда     -
"перепроизводство" символов Свободы и Прогресса в масс-медиа, в рекламе и на
упаковке товаров и т.п. Налицо симуляция не реальности вообще (знать бы еще,
что это такое), а реальности социальных институтов Модерна, и эта  симуляция
- симптом и фактор развеществления общества.
   Развеществление- это сугубо негативная характеристика. Она  указывает  на
отрицание старого и характеризует новое  лишь  как  отсутствие  старого.  Но
общество,    развеществляясь,    не    исчезает.     Ироничная     симуляция
институциональных образцов в постмодернистских практиках-  это  новый  модус
"бесплотного"  существования  общества.   Концепция   симуляции   раскрывает
социокультурный смысл  постмодернизма  как  продолжение  Модерна  после  его
окончания. По словам склонного к эпатирующим метафорам Бодрийяра  социальное
по сути мертво, но продолжается в отвратительной форме, подобно росту ногтей
и волос у трупа'. Но  возможна  и  менее  эмоционально  окрашенная  и  лучше
поддающаяся  социологической  операционализации   метафора   развеществления
общества. Это - виртуальная реальность.
   (1) Baudrillard J. L'Illusion de la  fin  ou  la  greve  des  evenements.
Paris, 1992
   [40]
 
 
   ЧАСТЬ II
   ВЕЩИ - ОБРАЗЫ: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
 
   ВИРТУАЛИЗАЦИЯ: ЗАМЕЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ОБРАЗАМИ
 
   Превращение  в  последние  десятилетия  XX  в.  социальной  реальности  в
эфемерную, нестабильную, описываемую  постмодернистским  принципом  anything
goes, явно коррелирует с возрастанием в жизни  людей  роли  различного  рода
симулякров  -  образов  реальности,  замещающих  саму   реальность.   Упадок
реальности, описанный Бодрийяром и Лиотаром, отнюдь не апокалиптичен. Просто
"старая"   реальность   сменяется   "новой"   реальностью.   В    результате
развеществления общество приобретает черты, описание которых приводит нас  к
использованию понятия виртуальной реальности.
   Виртуальная реальность предполагает взаимодействие человека не с  вещами,
а с симуляциями. Реальность  общества  эпохи  Модерн  -  это  овеществленная
институциональная структура, делающая практики независимыми  от  устремлений
индивидов.   Индивид,   находясь   в   социальной   реальности   институтов,
воспринимает ее как естественную данность,  в  которой  приходится  жить.  В
эпоху Постмодерн индивид погружается в виртуальную реальность симуляций и во
все  большей  степени  воспринимает  мир  как  игровую  среду,  сознавая  ее
условность,  управляемость  ее  параметров  и  возможность  выхода  из  нее.
Различение старого и нового типов социальной организации с помощью дихотомии
"реальное/виртуальное" позволяет ввести понятие виртуализации  как  процесса
замещения  институционализированных  практик  симуляциями.  Таким   образом,
термин  "виртуализация"  не   только   оказывается   адекватным   феноменам,
описываемым как постмодернизм и развеществление, но даже предстает как более
эвристичное, чем два последних  концепта,  поскольку  открывает  перспективу
концептуализации не "конца" или "исчезновения" прежнего общества, а процесса
формирования нового.
   Применительно к обществу в целом, виртуализация предстает не  как  единый
процесс, а скорее - как серия разнородных, но направленных  сходным  образом
тенденций в различных сферах жизнедея[41]
   тельности. Это можно продемонстрировать, описывая симуляцию модернистских
институционализированных практик в избранных для  анализа  институциональных
сферах: экономике, политике, науке, искусстве, семье.
 
   ЭКОНОМИКА: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СТОИМОСТИ
 
   Экономические институты современного общества (Modern  society)  образуют
комплекс норм, определяющих способы постановки и решения  проблем  создания,
распределения и использования богатства(1).  Хозяйственные  практики  жестко
ориентированы  на  следование  этим  нормам.   Рынок,   предпринимательство,
корпорация, финансы -  все  это  системы  норм,  задающих  путь  к  созданию
стоимости.  В  новой,  постмодернистской  экономике  именно   эти   элементы
виртуализируются.
   Производство любой вещи после двух столетий технологической революции  не
является больше  реальной  экономической  проблемой.  Массовое  производство
обеспечивает заполнение рынка огромным количеством практически однородных по
своим  качествам  вещей.  Проблемой  номер  один  для   развитой   экономики
становится потребление, а точнее - превращение произведенных вещей в предмет
потребления. Для потребителя эта проблема оборачивается проблемой выбора  из
многообразия марок - товарных знаков, призванных  запечатлеть  на  вещах  их
особенность. В условиях массового производства  и  массового  потребления  в
качестве товара выступает прежде всего  знак.  Социальный  статус  товарного
знака определяет, каких  денег  стоит  вещь,  не  указывая  на  ее  реальные
свойства и на затраты труда по ее  производству.  Механизм  ценообразования,
дифференцирующий вещи "от кутюр" и продукцию менее именитых фирм,  адекватно
описывается не А. Смитом, К. Марксом или Дж.  М.  Кейнсом,  а  скорее  Фомой
Аквинским.  "Справедливая  цена",  согласно  средневековым   представлениям,
всегда зависит от "происхождения" предложения. Стоимость товара определяется
социальным статусом производителя, а не  статус  -  стоимостью,  как  в  эру
классического капитализма (XVIII-XIX вв.).
   "Происхождение" предложения ныне обеспечивается рекламой. Реклама создает
образ товара или фирмы. Именно эти образы, а не реальные вещи обращаются  на
постмодернистском рынке. Физический объект рекламы перестает быть означаемым
и становится "означающим" по  отношению  к  рекламируемому  образу.  Поэтому
собственно экономический процесс, то есть производство  стоимости,  покидает
пашню, конструкторское бюро и сборочный конвейер и
   ----------------(1) О базовых элементах экономики см. стр. 27.
   [42]
   перемещается в офис маркетолога и консультанта, в рекламное  агентство  и
студию.  Производится  не  вещь  (шампунь,  костюм,  автомобиль),  а   образ
(привлекательности,       уверенности,       стильности,       уникальности,
респектабельности). Не случайно в последние десятилетия XX в. на фоне общего
роста ВВП не только сельское хозяйство, но  и  добывающая  и  обрабатывающая
промышленность   становятся   малорентабельными,   дотируемыми    отраслями.

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества