Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

кошелька,  наглядно  демонстрируют,  что  развивается  не   так   называемая
информационная, а совсем иная  экономика.  Не  информация  как  таковая,  не
передача данных о свойствах товара/услуги, то есть рациональная денотация, а
создание образа, мобилизующего аффективные коннотации, приносит прибыль.
   Мы живем в эпоху экономики образов и образов экономики. В новой экономике
симулируются базовые компоненты экономических практик Модерна - производство
товара, инновация, организация труда, обладание деньгами, и, как  следствие,
виртуализируются институты - рынок, предпринимательство, фирма (корпорация),
финансы.
 
   ПОЛИТИКА: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
 
   Политические институты сформировались в эпоху Модерн как  комплекс  норм,
определяющих способы постановки и решения проблем  обладания  властью(1).  В
эпоху Постмодерн эти базовые компоненты политических  практик  симулируются,
вызывая виртуализацию институтов - выборов, государства, партий.
   Борьба  за  политическую  власть  сейчас  -  это  не   борьба   партийных
организаций  или  конкуренция  программ  действий.  Это  борьба  образов   -
политических  имиджей,   которые   создают   рейтинг   -   и   имиджмейкеры,
пресс-секретари и "звезды" шоу-бизнеса, рекрутируемые на время  политических
кампаний. Реальные  личность  и  деятельность  политика  необходимы  лишь  в
качестве "информационных поводов",
   --------------(1) О базовых элементах политических  институтов  см.  стр.
29.
   [51]
   то есть служат своего рода алиби для тех, кто формирует имидж. Собственно
политический  процесс  покинул  заседания  партийных   и   правительственных
комитетов,  составляющих  программы   реформ,   распределяющих   функции   и
контролирующих их выполнение. Покинул  он  и  межфракционные  переговоры,  и
партийные митинги. Политика ныне творится в PR-агентствах, в  телестудиях  и
на концертных площадках. Управление и политика в конце XX в. разошлись точно
так же,  как  разошлись  производство  и  экономика.  Следствием  становится
изменение характера политического  режима  -  массовой  демократии.  В  ходе
выборов   больше   не   происходит   сколько-нибудь    существенная    смена
чиновников-экспертов, которые осуществляют рутинную работу по  управлению  в
"коридорах власти". Меняются так называемые публичные политики, то есть  те,
кто буквально работает на публику. В наиболее развитых  странах  Запада  это
уже почти аксиома. Наличие у кандидатов на  выборные  государственные  посты
четкой идеологической позиции, попытки следовать  заявленным  курсом  реформ
становятся  попросту  социально  опасными  в   условиях   благополучного   и
стабильного общества. Замена реальных политических  позиций  и  действий  их
образами сохраняет модернистскую политику в виде симулякров  и  обеспечивает
успех тем кандидатам, чей имидж, а вовсе не программа  или  действия,  зримо
воплощает ценности Свободы и Прогресса. Именно более  привлекательный  имидж
молодых, раскованных, эмоциональных Б. Клинтона, Т. Блэйера, Г. Шредера стал
решающим фактором их побед на выборах (соответственно, в 1992, 1997  и  1998
гг.)  над  обладавшими   традиционными   ресурсами   власти   и   правившими
экономически благополучными и социально стабильными странами Дж. Бушем,  Дж.
Мейджором, Г. Колем.
   Дифференциация   деполитизированных   профессиональных   управленцев    и
носителей имиджа - публичных политиков суть очевидный симптом  виртуализации
главных институтов народовластия- выборов и собственно  государства.  Другой
симптом виртуализации институтов массовой демократии - замещение апелляций к
общественному мнению манипуляциями с  рейтингами.  Рейтинги,  основанные  на
выборочном  опросе,  когда  респонденты  соглашаются  с  вариантами  мнений,
сконструированными  экспертами,  представляют  собой  лишь   модель,   образ
общественного мнения. Участвуя в опросе, респонденты оживляют эти симулякры,
и тогда образы  становятся  реальными  факторами  принятия  и  осуществления
политических  решений.  Поскольку  симулякры  замещают   реальные   поступки
политиков и волеизъявление граждан, постольку  исполнение  социальных  ролей
политиков - кандидатов и "государственных мужей", а  также  роли  избирателя
становится виртуальным.
   Краеугольные  камни  демократии  -  разделение  властей,  парламентаризм,
многопартийность,  актуальные  в  пору  борьбы  за   ограничение   произвола
монархов, остаются лишь символами/образами, если  парламентское  большинство
формирует правительство (как в Ве[52]
   ликобритании),  президент  распускает   парламент   (как   во   Франции),
националисты  блокируются  с  коммунистами,  а  христианские   демократы   с
социалистами и т.д. Утратившие реальность многопартийность и  парламентаризм
симулируются  экспертами-консультантами  и  имиджмейкерами  как  удобная   и
привычная среда состязания политических  образов.  Партии,  возникавшие  как
представители   классовых,   этнических,   конфессиональных,    региональных
интересов, превратились в "марки" - эмблемы и рекламные слоганы, традиционно
привлекающие  электорат.  Императив  использования  приверженности   "марке"
движет процессом симуляции партийной организации политической  борьбы.  Там,
где "марка" - давняя традиция, атрибуты образа  "старых  добрых"  либералов,
социал-демократов или  коммунистов  старательно  поддерживаются,  даже  если
первоначальные идеология и практика принципиально  изменились  и  продолжают
трансформироваться.  Там,  где  "марка"  отсутствует,  партии   и   движения
формируются, объединяются и распадаются  с  калейдоскопической  быстротой  в
стремлении найти привлекательный имидж.  Создание  привлекательного  образа,
как ничто другое, обеспечивает успех в борьбе за власть.
   Мы живем в эпоху политики образов и образов политики.  Симуляция  базовых
компонент   политических   практик   Модерна   -   идеологии,   организации,
общественного мнения - ведет к виртуализации институтов массовой  демократии
- выборов, государства, партий. И эта виртуализация допускает и  провоцирует
превращение  глобальной  компьютерной   сети   Internet   в   средство/среду
политической борьбы. Практически все политические акции  и  кампании  теперь
сопровождаются  созданием   специализированных   серверов   и   web-страниц,
посредством которых формируется имидж политика (акции, организации), ведется
агитация, осуществляется коммуникация со  сторонниками,  и  др.  Интенсивная
политизация киберпространства наглядно  демонстрирует,  что  новая  политика
строится на компенсации дефицита реальных  ресурсов  и  поступков  изобилием
образов.
 
   НАУКА: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ
 
   Социальные институты в сфере  науки  сформировались  как  комплекс  норм,
которые обеспечивают в представлении  людей  эпохи  Модерн  решения  проблем
открытия  истины  и  повышения  квалификации(1).  В   условиях   Постмодерна

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества