Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 36 Размер файла: 221 Кб Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» ("творческая индивидуальность") активными пользователями Internet утрачиваются; сознательно или неосознанно ими формируется размытая или изменчивая идентичность. Виртуализируется не только общество, но и порожденная им личность. Современное общество структурируется волей к виртуальности. Новые неравенства возникают как следствия конкуренции образов-стилизаций. Эти новые неравенства трансформируют привычную стра[63] тификационную структуру. Тот, кто успешно манипулирует образами или просто вовлечен в этот процесс, всегда приобретает относительно высокий социальный статус и в собственных практиках следует императиву виртуализации общества. Тот, чьи практики ориентированы на представление о реальности общества, с большей вероятностью оказывается в нижних слоях стратификационной пирамиды. Использование аналитических метафор, производных от понятия "виртуальное", в том числе в социологической теории, безусловно есть одно из проявлений воли к виртуальности, борьбы стилизаций. Но этот факт отнюдь не отменяет собственно теоретического значения концепции. Следует признать, что метафора виртуальности отлично "схватывает", то есть соединяет в одной модели новые социокультурные феномены: постмодернизм, компьютеризацию, развитие сети Internet. Сила новой аналитической метафоры обнаруживается при выявлении "разрыва" между социально реальным и социально виртуальным. Вопрос о том, является ли возникновение такого рода "разрывов" в разных сферах общества признаком изменения общества, может дебатироваться. Но наиболее влиятельные в конце XX в. социологические модели общественных изменений - теории модернизации и глобализации - не способны вполне учесть эти "разрывы". Именно эвристические возможности концепции виртуализации общества делают ее альтернативой теориям модернизации и глобализации и наводят на вопрос о соотношении этих концепций. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОСТИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Вопрос о соотношении концепций модернизации, глобализации, виртуализации решается на основе выяснения их теоретического статуса. Фундаментальные теории трансформации общества, выработанные современной социологией за полторы сотни лет, можно сгруппировать в два типа: теории развития и теории изменений. Теория общественного развития - модель универсальных, перманентных и однозначно направленных трансформаций общества. В рамках теории развития источники, логика, сферы трансформаций исторически и культурно инвариантны. Для теорий развития характерны дедуктивность и детерминизм. Классическими примерами теорий развития могут служить: закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции (О. Конт), закон смены социально-экономиче[64] ских формаций (К. Маркс), теория функциональной дифференциации (Т. Парсонс), теория перехода к постиндустриальному обществу (Д. Белл). Таблица 8. Теории общественного развития Теоретик Источники трансформации Логика трансформации Конт Интеллектуальная эволюция Знание-политический строй Маркс Рост производительных сил Базис-надстройка Парсонс Функциональная дифференциация A-G-I-L Белл Технологическое развитие Технология-социальные институты В последние сорок-пятьдесят лет теории этого типа были подвергнуты массированной критике. Начало этой критике положил К. Поппер(1). В 1960-е гг. продолжателем его идеи развенчания историзма стал Р. Нисбет(2), а в 1980-90-х гг. критика теорий развития была подытожена Р. Будоном(3) и П. Штомпкой(4). Все критики концепций прогресса, эволюции, развития в качестве альтернативы предлагают концепцию общественных изменений, в которой теория - это модель контингентных (исторически и культурно уникальных, ситуативных) трансформаций. Для созданных на этих принципах теорий характерны индуктивность и парадигматизм. Теории изменений концептуализируют эмпирически фиксируемые в различных сферах общественной жизни тенденции как аналогичные, реализующие один образец (парадигму изменений). Совокупность тенденций образует единое движение - трансформацию общества, при этом отдельные тенденции рассматриваются как взаимообусловливающие или как автономные, не связанные причинно-следственно друг с другом. Фокусировка теории на специфическом наборе тенденций связана (чаще имплицитно) с контингентным сдвигом - совокупностью событий, радикально и катастрофически быстро меняющих привычные структуры общественной жизни, превращающих ранее периферийные сферы и тенденции в ключевые. В понятии контингентности есть два смысловых слоя. Во-первых, контингентность означает ситуативность, обусловленность специфическими условиями, во-вторых- возможность иного. Для периода контингентного сдвига характерно "переломное" изменение трендов определяющих параметров: от медленного роста к остановке и даже снижению и далее к беспрецедентному росту (рис. 3). (1) Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. ј 8,9. (2) Nisbet R. Social change and history. N. Y" 1969. (3) Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998. (4) Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. [65] Рис. 3. Модель контингентного сдвига по параметру "А" Теории изменений формируются как концептуализации "разрывов", вызванных контингентным сдвигом. Превращение вялотекущих тенденций в интенсивные - это Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |