Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»

момент разрыва. Дихотомическое различение прежнего и нового типов социальной
организации становится парадигмой концептуализации изменений и  используется
теоретиками  для  создания  моделей,  объясняющих  тенденции,  выходящие  за
исторические пределы контингентного сдвига. Примерами наиболее влиятельных в
последние  годы  теорий  изменений  могут  служить  концепции  модернизации,
концептуализирующие  сдвиг  от  традиционного  общества  к  современному,  и
концепции глобализации, концептуализирующие сдвиг от локального  общества  к
глобальному.
   Для всех концепций модернизации, уже  традиционно  увязывающих  в  единый
процесс трансформации общества индустриализацию, урбанизацию, демократизацию
и секуляризацию, образцом явно выступают события, охватывающие полстолетия в
конце XVIII-начале XIX в. Названные тенденции из вялотекущих превратились  в
интенсивные и радикально меняющие  общество  в  период  от  создания  первой
фабрики в 1771 г. и декларации независимости  североамериканских  колоний  в
1776 г. до реставрации европейских монархий в 1815 г. и кризиса  конъюнктуры
в 1817 г. и последовавшего первого циклического кризиса  перепроизводства  в
1825 г.
   В обозначенный период происходят промышленная революция и первые  кризисы
перепроизводства, протекавшие как весьма  болезненные  процессы  ("рождение"
пролетариата - отчужденных  от  собственности  масс  рабочих),  за  которыми
последовало "рождение"
   [66]
   тенденции массового производства/массового потребления,  трактуемой  ныне
как тенденция собственно модернизации (рис. 4).
 
   Рис. 4. Промышленная революция и массовое производство
   Составлено по: The Economist. 1996. September 28-October 4; Мельянцев  В.
Л. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность.
М., 1996.
 
   Параллельно сдвигам в  экономике  в  отмеченный  период  произошла  серия
политических   (так   называемых   буржуазных)   революций   и   реставраций
абсолютистских  режимов,  за  которыми  парадоксальным  образом  последовало
"рождение" тенденции распространения и укрепления режима массовой демократии
(рис. 5). На время "перелома" тенденции  демократизации  пришлись  война  за
независимость США (1775-1783), подавленная  революция  в  Голландии  (1786),
революция во Франция (1789-1795) и ее  "экспорт"  в  Нидерланды,  Швейцарию,
государства  Италии  (1792-1804),  общеевропейская   война   (1805-1815)   и
ликвидация большинства из возникших демократий.
   Характер сдвига носили и процессы в культуре конца XVIII- начала  XIX  в.
Подъем  идеологии  Просвещения,  ее  проникновение  в   науку,   литературу,
изобразительное искусство, образование сменились  романтической  реакцией  и
консервативной культурной политикой, за чем последовало "рождение" тенденции
роста массовой культуры.
   Таким образом, 1770-1820-е гг. - это период превращения идей  Просвещения
в социокультурные нормы. Это проникновение отвле[67]
 
   Рис. 5. Буржуазные революции и массовая демократия
   Составлено по собственным расчетам автора.
 
   ченных гуманистических идей в повседневную жизнь  миллионов  людей  стало
возможным потому, что  серия  кризисных  процессов-  пролетаризация,  аномия
(отчуждение  от  общественного  порядка),  массовые  войны  1792-1815   гг.,
революционный и контрреволюционный террор и т.д. -  разрушили  уклад  жизни,
дотоле стабильный и маловосприимчивый к ценностям капитализма, демократии, к
идеологии прогресса. Серия экстраординарных событий вызвала тот сдвиг, после
которого  ни  консерватизм  традиционных  сословий,  ни  даже  хозяйственные
пертурбации, ужасы революций  и  войн  не  смогли  "похоронить"  капитализм,
демократию, идеологию прогресса. Напротив, в  результате  сдвига  они  стали
доминантами трансформации общества.
   Классики социологии не обошли своим вниманием произошедший  разрыв  между
двумя  типами  социальной  организации.  Их  теории  всегда  так  или  иначе
акцентируют принципиальное различие двух типов социальной организации (табл.
9).
 
   Таблица 9. Два типа социальной организации в классической социологии
 
   Теоретик
   Традиционная
   Современная
   Конт
   Теологическая
   Позитивная
   Маркс
   Феодальная
   Капиталистическая
   Спенсер
   Военная
   Промышленная
   Теннис
   Община
   Общество
   Дюркгейм
   Механическая
   Органическая
 
   [68]
   Тот  факт,  что  все  подобного  рода  теории  возникли   после   периода
контингентного сдвига, наводит на мысль, что именно этот сдвиг  превратил  в
сознании людей предшествующие  сдвигу  и  последовавшие  за  ним  события  в
закономерные  фазы  единого  процесса  развития.  Спровоцировав  фокусировку
внимания на экспансии рыночной экономики,  массовой  демократии  и  массовой
культуры, контингентный сдвиг тем самым породил не только  следствия,  но  и
предпосылки трансформации  общества,  которыми  стали  считаться  события  и
тенденции  прошлого,  зачастую  разрозненные  и   малозначимые   для   жизни
современников.
   В середине XX в. идеи классиков были переформулированы с  позиций  теории
изменений.  Соединяя  в  дихотомической  типологии  социальной   организации
"традиционное  общество/современное  общество"  все  те   аспекты,   которые
разрабатывали  классики,  авторы  теории   модернизации(1)   отказались   от

Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества