Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»

   венным образом отличаются от традиционных отношений, обозначаемых теми же
терминами.  Институт   брака   служит   легитимации   различных   проявлений
сексуальности, превращая взаимоотношения индивидов в  систему  универсальных
ролей  "женатый/замужняя-холостяк/незамужняя".  Иные  аспекты  традиционного
брака в модернизированном обществе редуцируются. Так брак все  более  теряет
качества  межкланового  отношения,  в   которое   вовлечены   многочисленные
родственники и в котором реализуются мотивы вековой дружбы или вражды семей.
Одновременно брак утрачивает большинство традиционно  присущих  ему  свойств
хозяйственного акта, которым перераспределялись трудовые функции  в  большой
семье, приобретались дополнительные активы  и  рабочая  сила.  Изменяются  в
нуклеарной семье и отношения родства. Интеграция семьи теперь осуществляется
на основе гармонии сексуальностей и  эмоциональной  привязанности.  Родство,
утратив качества отношений, складывающихся между  индивидами  под  действием
традиционной иерархии кровных связей,  оформилось  в  систему  универсальных
ролей "член семьи-родственник",  причем  родственники,  в  противоположность
отношениям в большой семье, членами семьи не являются. Члены семьи - это те,
чьи отношения формируются в процессе репродукции сексуальности:  сексуальные
партнеры и  их  дети.  Семейное  воспитание  также  сводится  к  репродукции
сексуальности. В модернизированном обществе, где социализация во все большей
мере осуществляется в рамках  образовательных  и  хозяйственных  институтов,
семейное воспитание превращается в исполнение стандартных  ролей  в  ролевой
системе  "родители-дети",  которая  обеспечивает  главным  образом  усвоение
стандартов гендерного поведения.
   Семейные институты сформировались как комплекс  норм,  которые  воплощают
для  людей  эпохи  Модерн  решения   проблемы   обладания   личной   жизнью,
удовлетворения психо-физиологических потребностей.  Базовые  элементы  этого
комплекса: личность-  тело,  чьи  физические  и  психические  атрибуты  суть
проявления  сексуальности;  любовь  -  реализация  сексуальности  в  брачном
поведении; семья - постоянный брак и  домохозяйство;  зрелость  -  обладание
физической,  эмоциональной  способностью  к  заботе  о  близких.   Практики,
соответствующие этим нормативным требованиям, и  расцениваются  как  "личная
жизнь" в противовес жизни общественной, несмотря на то, что сфера семьи  или
сфера  интимности  -  это  часть  институционального  строя,  однопорядковая
экономике, политике, науке, искусству.
   Во всех рассмотренных сферах -  экономике,  политике,  науке,  искусстве,
семье, прослеживается одна и та же тенденция: стремление к  освобождению  от
произвола,  к  равноправию,  к  определенности  и  управляемости   отношений
приводит  к  подчинению  взаимодействий  универсальным   безличным   нормам.
Следствием институционализации практик явились деперсонификация индивидов  и
возникновение
   [33]
   общества как исторического феномена.  В  ходе  модернизации  складывается
общество  как  система  институтов.   Эмансипация   индивида   оборачивается
институционализацией практик и утратой спонтанности. Реальность общества как
системы доминирует над  социальной  реальностью  индивида.  Общество  -  это
социальная реальность  per  se.  Таким  оно  стало  в  ходе  социокультурной
трансформации,  суть  которой  охарактеризовали,  каждый  по  своему  и  все
одинаково верно, Маркс, Хайдеггер, Сорокин:  воля  к  господству  над  миром
вещей приводит к овеществлению социального  бытия.  Таким  образом,  процесс
реализации базовых  для  культуры  Модерн  ценностей  Свободы  и  Прогресса,
подлинное содержание которых - располагание сущим  в  любых  его  ипостасях,
выливается в процесс реификации, овеществления общества.
 
   ПОСТМОДЕРНИЗМ: СИМПТОМЫ РАЗВЕЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА
 
   Восприятие общества как реальности на протяжении XIX-первой  половины  XX
в.  было  не  просто  теоретической  точкой  зрения,  которую   можно   было
критиковать,  как  это  делал,  например,   М.   Вебер.   Представление   об
объективности социальной реальности было обыденным автоматизмом  мышления  и
поведения. Немногочисленные рефлектирующие социологи вроде М.  Вебера  могли
лишь корректировать это представление, предостерегать от его  абсолютизации.
Ситуация принципиальным образом изменилась во второй половине XX  в.  Теперь
гораздо убедительнее выглядят  и  все  чаще  абсолютизируются  разного  рода
номиналистские и  феноменологические  концепции  социальной  реальности.  Но
наиболее радикален  и  потому  симптоматичен  постмодернизм,  констатирующий
дестабилизацию и даже исчезновение этого рода реальности.
   Становление  постмодернизма  как   эстетического   и   идейного   течения
приходится на I960-70-е гг.  Начало  использованию  термина  "постмодернизм"
было положено в 1960-х гг., когда поборники нового направления в архитектуре
отказались следовать принципу рационализации конструкций зданий, и на  смену
стилевому единообразию в духе функционализма  пришла  "игровая"  архитектура
намеренно вычурных и запросто совмещаемых стилизаций.  К  концу  1970-х  гг.
эклектичность  уже  предстала  как  общая  характеристика,  а   коллаж   как
универсальная эстетическая  форма  новой  культурной  эпохи  -  Постмодерна.
Отвечая на вопрос, что такое постмодернизм, французский философ Ж.-Ф. Лиотар
констатировал:
   "Эклектизм есть отправная точка современной  культуры  в  целом:  человек
слушает реггей, смотрит вестерн, ест пищу от McDonald's за
   [34]
   ланчем и блюда местной кухни за ужином, пользуется парижской  парфюмерией
в Токио и носит одежду в стиле "ретро" в Гонконге; знание - это материал для
телевизионных игр"(1).
   Хотя Лиотар и определяет новую  культурную  ситуацию  посредством  сугубо
эстетической категории, сама эта категория  в  контексте  противопоставления
Постмодерна  и  Модерна  имеет  явно  общесоциологический  смысл.  Антиподом
постмодернистской  эклектичности  является   модернистская   упорядоченность
(связность, однозначность), то  есть  та  определенность,  которая  задается
институциональным  строем  любому  роду   деятельности   -   художественному
творчеству, выбору  пищи  и  одежды,  занятию  бизнесом  или  политикой.  Те
тенденции,  которые   уже   традиционно   квалифицируются   как   проявления
постмодернизма   в   различных   сферах    общества,    объединяет    именно
обнаруживающаяся  в  них  эклектичность  -  превращение   системы   (связной
последовательности    и    единообразия    деятельности)    в    конгломерат
(парадоксальное соединение разнородных и фрагментарных актов).
   В экономике главный симптом перехода к Постмодерну  -  это  консьюмеризм,
ставший в развитых странах на протяжении 1950-х- 1960-х гг. образом жизни  и
стратегией  поведения  на  рынке  как  для  масс  потребителей,  так  и  для
корпораций.   На   перенасыщенном    рынке    масса    однотипных    товаров
дифференцируется   посредством   незначительных   различий   в   дизайне   и
аксессуарах. Потребление индивидуализированных товаров  и  услуг  становится

Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества