Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

средством  индивидуализации  стиля  жизни.  Нарастает   сегментация   рынка,
сегменты пересекаются,  и  нарушается  устоявшаяся  стратификация  внутренне
однородных стилей потребления. Возникает  эклектизм,  описанный  Лиотаром  и
наглядно демонстрирующий  нарушение  задаваемой  институциональными  нормами
однозначности связи между экономическим статусом и стилем потребления.
   В политике в 1960-х-1970-х гг. распространились  сформулированные  еще  в
конце 1950-х гг. доктрины "конца идеологии"  и  конвергенции(2),  отрицавшие
цели  и  принципы  политической  борьбы,  устоявшиеся  за  полтора  столетия
модернизации. Альтернативой модернистским политическим доктринам и партийным
организациям стали в последней трети  XX  в.  антивоенное,  правозащитное  и
экологическое   движения,   движения   "народной   дипломатии",    движения,
отстаивающие  интересы  этнических,  культурных,   сексуальных   меньшинств,
локальных общин и т.д. Происходит миноритизация(3) политики.  Электорат  как
однородная  масса,  распределяющаяся  на  большинство  и  меньшинство  вдоль
единственной оси "правые - левые", замещается конгломератом меньшинств,  для
которых  главной  ставкой  в  по--------------------(1)  Lyotard  J.-F.  The
Postmodern Condition. Manchester, 1984. P. 76.
   (2) См., например: Bell D. The end of ideology. New York,  1960;  Sorokin
P. Mutual convergence of the  United  States  and  the  USSR  to  the  mixed
sociocultural type //International journal of  the  contemporary  sociology.
1960. N 1.
   (3) От англ. minority - меньшинство.
   [35]
   литической борьбе является право на альтернативный образ жизни.  В  такой
ситуации стратегия сбора  голосов  не  может  базироваться  на  однозначной,
унифицированной доктрине-идеологии. Мультикультурализм становится не столько
идейной, сколько прагматической основой политической деятельности.
   В науке конца XX  в.  возобладала  тенденция  теоретического  плюрализма,
закрепившая  радикальный  лозунг  методологического  анархизма  "можно  все"
(anything goes)(1) в  форме  мультипарадигмальности.  Принцип  кумулятивизма
научного знания замещается принципом пролиферации - безграничного  умножения
теорий,  нередуцируемых  одна  к  другой.  Представление  о   принципиальной
несоизмеримости теорий релятивизирует научную истину,  абсолютизированную  в
культуре эпохи Модерн. До-, пара-, ненаучные представления реабилитируются в
общественном  сознании,  воспринявшем  критику  сциентизма   и   последствий
научно-технического прогресса.
   В сфере искусства формируется и закрепляется практика (и  соответствующие
доктрины) соединения элементов  разных  стилей  и  художественных  техник  в
коллажах,  которые  расцениваются  не  с  точки  зрения  свободы  видения  и
самовыражения субъекта творчества и не с точки зрения  совершенства  техники
изображения объекта, но  с  точки  зрения  возможности  интерпретации  связи
произведения  с  различными  художественными  традициями.  Концептуализм   в
изобразительном   искусстве   и   литературе,    кино-ремейки,    поп-музыка
1960-х-1970-х гг. отмечены этой тенденцией к синтезу стилей, жанров, техник,
присущих различным художественным направлениям и  культурам.  Полистилизм  -
это   ныне    не    столько    характеристика    сосуществования/конкуренции
художественных направлений и школ, сколько основа и характер  художественной
деятельности вообще.
   В результате сексуальной революции и нового подъема феминизма  во  второй
половине XX в. происходит плюрализация сексуальной морали и форм сексуальной
жизни. Общественное мнение примиряется с  тем,  что  сексуальная  ориентация
индивидов одного пола не только может быть различной, но даже непостоянной и
неопределенной.  Получают  распространение   альтернативные   формы   семьи:
неполная, пробная, дислокальная, гомосексуальная.
   Отмеченные тенденции фрагментации в  рамках  модернистской  картины  мира
предстают  как  дестабилизация  социального  порядка.   Поэтому   противники
постмодернизма  по-своему  правы,  когда  квалифицируют  моду   на   критику
гуманизма   и   науки,   на   скепсис    в    отношении    эстетических    и
общественно-политических  идеалов  как   угрожающий   симптом   "цинизма   и
нигилизма"(2). Промодернистски ориентирован--------------(1)  Feyerabend  P.
Against method. Outline of an anarchistic theory of knowledge. London, 1975
   (2) См., например: Harvey D.  The  condition  of  postmodernity.  Oxford,
1989; Vattimo  G.  The  end  of  modernity.  Nihilism  and  hermeneutics  in
post-modem culture. Cambridge, 1988.
   [36]
   ные  авторы  понимают  или,  по  крайней  мере,   чувствуют,   что   суть
постмодернизма  в  развенчании  "идолов"  Свободы  и  Прогресса.   Основание
постмодернизма - недоверие к "великим преданиям" эпохи Модерн(1), сомнение в
том, что научный и технический прогресс, подчинение природных  и  управление
социальными силами есть безусловное благо, что все это освобождает  человека
от  нужды,  угнетения  и  предрассудков;  сомнение  в   том,   что   "новое"
обесценивает, делает ненужным "старое". Постмодернизм означает  уравнение  в
правах    "объективного"    и     "субъективного",     "рационального"     и
"иррационального", "научного" и "ненаучного", "архаичного" и "современного".
Постмодернизм как некое "после", то есть сменяющее  модернизм,  ориентирован
на движение дальше Прогресса  и  избавление  от  Свободы.  Абстрагируясь  от
пристрастности обличителей постмодернизма, следует признать, что  ими  точно
схвачена характерная тенденция Постмодерна  -  беззастенчивое  использование
плодов Модерна в антимодернистском отрицании его.  Поэтому  понятие  цинизма
здесь вполне уместно. Нужно лишь социологически его интерпретировать.
   Цинизм здесь  -  это  усилие  освободиться  от  модернистских  ценностей,
овеществленных  в  социальных  институтах,  посредством   модернистских   же
социальных технологий. Такого рода цинизм и демонстрируют  постмодернистские
практики с их ироничным  эклектизмом.  Эклектизм  нарушает  институционально
устанавливаемые эстетические, этические,  политические  и  иные  иерархии  и
границы.  Но  постмодернисты  не  столько   отрицают,   сколько   симулируют
социальную  активность   в   модернистском,   нормативном   ее   толковании.
Постмодернизм не вводит новые ценности  и  потому  сводится  к  демонстрации
нарочито "свободного" и "прогрессивного" отношения к ценностным приоритетам,
иерархиям характерным для эпохи Модерн.
   Постмодернизм и как теория, и как практика возможен потому, что Свобода и
Прогресс перестают быть проблемой.  Рационализация  общества  и  эмансипация
индивида все-таки состоялись, хотя результаты этих  процессов  неожиданны  и
болезненны для  сознания,  поглощенного  модернистской  идеологией:  процесс
реализации ценностей оказался процессом овеществления.  В  отрегулированном,
автоматизированном обществе  массового  потребления  и  массовой  демократии
можно быть скептиком и нигилистом в отношении Свободы и Прогресса, нет нужды
быть деятельным и целеустремленным, потому что из  идеологии,  ориентирующей
мышление на осознанный выбор целей и способов действий. Свобода  и  Прогресс
превратились в элементы коллективного бессознательного,  в  интеллектуальные

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества