Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

разных мировоззрений не случайно. Если применить эти определения  к  анализу
социокультурных феноменов  эпохи  Модерн,  то  можно  заметить,  что  именно
располагание сущим  как  обладание  вещами  этого  мира  угадывается  в  тех
основаниях и критериях современности, которые предлагаются как  теоретиками,
так и практиками модернизации. Реализация  ценностей  Свободы  и  Прогресса,
субъективно или  объективно  ориентированная,  ведет  к  беспрецедентному  в
истории     человечества     росту     материального     производства,     к
превра-------------------(1) Маркс К. Экономическо-философские  рукописи  //
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е  издание.  Т.  42;  Хайдеггер  М.  Время
картины мира // Время и бытие. М., 1993; Сорокин П. Кризис нашего времени //
Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
   [25]
   щению природы в  источник  ресурсов,  к  упорядочению,  рационализации  и
технизации общества.  В  силу  того,  что  действительным  содержанием  идеи
Свободы и Прогресса является располагание сущим,  модернизация  по  существу
оказывается процессом овеществления общества.
   Овеществление  общества  отнюдь  не  сводится  к  умножению   артефактов,
"обрастанию" человеческого  сообщества  вещами.  Термин  "овеществление"  со
времен К. Маркса используется для  обозначения  того,  что  отношения  между
людьми принимают форму отношении между вещами. Речь, таким образом,  идет  о
роли вещей в бытии человека, а не об их количестве. Вещь - это всегда нечто,
чем можно располагать, нечто управляемое  и  отчуждаемое.  Человек  на  всем
протяжении истории, воплощая в результатах  своей  деятельности  собственную
энергию, фантазию, силу, знания, неизменно отчуждал себя в вещи. Но в  эпоху
модернизации люди, ориентированные господствующими  ценностями  на  то,  что
именно в вещах сосредоточена сущность человеческой  деятельности,  стремятся
произвести,  приобрести  и  удержать  как  можно  больше  вещей.  Отчуждение
приобретает тотальный характер. Посвящение себя вещам  ведет  к  превращению
отношений между людьми в отношения между вещами. Люди строят свои  отношения
с себе подобными в зависимости от того, чем они располагают. При этом в один
ряд с материальными объектами становятся неотъемлемые  свойства  человека  -
красота,  искусность,  ум...  Они  становятся   вещами,   то   есть   чем-то
располагаемым. Однако еще Э. Фромм  показал(1),  что  располагать  красотой,
искусностью, умом, располагать собой - это совсем не то же самое,  что  быть
красивым, искусным, умным, быть собой.
   Овеществление  межиндивидуальных   отношений   трансформирует   отношения
индивида и  общества.  Общество  воспринимается  человеком  не  как  процесс
взаимодействия/общения с окружающими людьми, а как сложная  система  реально
существующих "инстанций" социального целого - государства, корпорации, школы
и т.д., - с  которыми  нужно  поддерживать  отношения.  Согласно  знаменитой
теореме американского социолога У. Томаса, принимаемое за  реальное  реально
по   своим   последствиям.   Государство,   корпорация,   школа   становятся
"персонализированными" субъектами, а каждый отдельный индивид - обезличенным
объектом их деятельности  и  социальной  функцией,  поддерживающей  целое  -
общество. Социальные институты становятся  автономной  реальностью.  В  этой
своей реальности они предстают вещами и в качестве таковых  могут  оказаться
"присвоенными" частными лицами, распоряжающимися ими от имени общества.
   Развитие общественных институтов, расширение и  дифференциация  сферы  их
компетенции, унификация индивидов в  отношении  институтов  суть  тенденции,
наиболее интенсивно проявившиеся с нача---------------(1) Фромм Э. Иметь или
быть? М" 1990
   [26]
   лом модернизации. Неудивительно, что именно в это время впервые  и  сразу
многие исследователи (Маркс, Дюркгейм, Зиммель,  Теннис)  открыли  замещение
традиционного социального порядка современным, происходящее как  переход  от
общины - узкого круга личностно  определенных  взаимодействий,  создаваемого
разнообразными клановыми,  конфессиональными,  сословными  ограничениями,  к
обществу - абстрактной машинерии институтов.
 
   ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СТРОЙ: РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
 
   Беспрецедентное овеществление общества именно в эпоху  Модерн  происходит
потому, что к формированию социальных институтов - комплексов  универсальных
и абстрактных норм, регулирующих взаимодействие  людей  и  превращающих  это
взаимодействие в систему социальных ролей, приводит ориентация  деятельности
на ценности Свободы и Прогресса.
   Рынок,  денежное  обращение,  предприятие   (фирма)   стали   социальными
институтами  в  силу  стремления  к  росту  производства  и  потребления,  к
освобождению  хозяйственной   деятельности   от   религиозной,   цеховой   и
сениориальной  регламентации.  Это   стремление   превратило   хозяйственные
практики из специфичных, эксклюзивных занятий отдельных кланов или сословных
групп в системы универсальных обезличенных ролей  "продавец  -  покупатель",
"кредитор - заемщик", "руководитель/начальник - исполнитель/работник" и т.д.
   Экономические  институты   образуют   комплекс   норм,   определяющих   в
представлении людей  эпохи  Модерн  способы  постановки  и  решения  проблем
создания, распределения и использования богатства. Базовыми элементами этого
нормативного комплекса, инвариантными по отношению к специфике  национальных
экономик и различных периодов эпохи Модерн,  являются:  товар  -  вещь,  чьи
объективные свойства есть благо; инновация - разработка  и  внедрение  новых
товаров; труд-  продуктивная  деятельность,  организованная  в  определенное
время в определенном месте;  платежеспособность  -  обладание  универсальным
вещественным заместителем товаров - деньгами.  В  институциональных  нормах,
реализующих  идеи  Свободы  и  Прогресса   применительно   к   хозяйственной
деятельности, отчетливо  проступает  отношение  к  ней  как  к  эффективному
обращению с вещами, как к практике сугубо  материальной,  а  не  сакральной.
Решения проблем создания  и  использования  богатства  оказываются  частными
решениями фундаментальной проблемы располагания сущим.
   [27]
   Институты предстают по отношению к целям индивидов реальностью, с которой
необходимо считаться. Хозяйственные практики как целесообразная деятельность
по накоплению и распоряжению богатством  становятся  следованием/подчинением
институциональным  нормам,  превращающим  эту  деятельность  в  производство
стоимости. Тот, кто  следует  институциональным  нормам,  расценивается  как
участник  экономической  деятельности,  и  то,  что  он  делает,  наделяется
стоимостью. Стоимость - наделение того, что делается, а стало быть  и  того,
кто делает, социокультурным статусом - проявляется в отношениях между людьми
как объективная характеристика продукта.  Это  означает,  что  институты  не
просто автономны  по  отношению  к  деятельности,  они  реальнее,  чем  она.
Экономическое   отличается   от   неэкономического   по    институциональной
принадлежности, а не в силу специфики вещи или действия. Проведение  границы

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества