Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Иванов Д.В. - Виртуализация общества

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 36
Размер файла: 221 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

заказчиков  и  высокомерных  покровителей  художников,  поэтов,   музыкантов
привело к превращению экспонируемости в  основной  эстетический  принцип.  В
результате,  со  времени  первых   выставок   импрессионистов   произведение
перестает  быть   атрибутом   салонного   культа   красоты,   разыгрываемого
представителями привилегированных слоев общества,  и  все  более  становится
виртуозно сработанной вещью, созданной для показа широкой публике.  Ценность
произведения определяется его культурной, то есть общественной  значимостью.
Процессы   создания   и   восприятия   произведения   рационализируются    и
стандартизируются,   превращаясь   в    процедуры    кодировки/декодирования
"художественной  информации"  о  ценностях,  обозначаемых  как  "новаторский
стиль" или "рост изобразительного мастерства", "свобода  самовыражения"  или
"свободное владение техникой". Превращение произведения в  ценность  открыло
путь к тиражированию его в индустрии массовой
   [30]
   культуры,  которая  начала  воспроизводить  кодированную  "художественную
информацию",  помещая  ее  на  дешевые  носители  -  альбомы  фотографий   и
репродукций,  открытки,  кинопленку,  бумажные  и   пластиковые   пакеты(1).
Тиражирование  предоставляет  практически  каждому  возможность  располагать
искусством наряду с другими предметами обихода.
   По мере либерализации, демократизации и индустриализации  художественного
творчества  искусство  все  более  институционализируется.  В  эпоху  Модерн
художественная  презентация  (выставка,  спектакль,  концерт   и   т.п.)   и
художественная школа  (направление)  становятся  социальными  институтами  -
универсальными       системами       ролей       "художник-публика"        и
"мастер-ученик/последователь".  Стандартизация,  унификация   художественных
практик посредством институциональных норм стимулирует превращение искусства
из таинства общения с музами  в  художественное  предприятие.  Эпоха  Модерн
знаменуется развитием художественной организации. Театр, галерея, филармония
- это воплощения системы ролей  "художественный  руководитель-художественный
работник".
   Институты в сфере искусства образуют комплекс норм, определяющих  способы
постановки и решения проблем создания и сохранения художественной  ценности.
Базовые  элементы  этого  нормативного  комплекса:  произведение   -   вещь,
созерцание  которой  есть  благо;  творчество   -   создание   оригинального
произведения; вкус - обладание способностью к творчеству/созерцанию.
   Деятельность  и   ее   результаты,   соответствующие   этим   нормативным
требованиям, расцениваются  как  принадлежащие  сфере  искусства.  И  именно
следование институциональным нормам, а не  "объективные"  свойства  вещей  и
поступков, определяет в конечном итоге, что же есть искусство.  Даже  полное
отсутствие  звуков,  но   в   ситуации,   когда   в   филармоническом   зале
соприсутствуют, с одной стороны - оркестранты на сцене, а с другой стороны -
публика, может квалифицироваться как музыкальное произведение  (опусы  Джона
Кейджа "4 минуты 33 секунды" и "0 минут 0 секунд"). Даже  полное  отсутствие
изображения, но на холсте, вывешенном для обозрения публики в галерее, может
расцениваться как произведение живописи ("Черный квадрат" Казимира  Малевича
или "Белый свет" Джексона Поллака). Таким образом, искусство -  это  все  те
артефакты и социальные технологии, которые воплощают для людей эпохи  Модерн
решения проблемы доставления эстетического переживания. Располагание  сущим,
переведенное  в  план  искусства,  предстает  как  обладание  художественной
ценностью.
   Семья  как   часть   институционального   строя   современного   общества
сформировалась в результате реализации  идей  освобождения  тела  и  психики
индивида из-под религиозного и кланового контроля
   -------------(1) Об изменении характера искусства  в  эпоху  Модерн  см.:
Беньямин   В.   Произведение   искусства    в    эпоху    его    технической
воспроизводимости, М., 1996.
   [31]
   за его сексуальным поведением. Импульс  эмансипации  субъекта  желаний  и
удовольствии, заданный идеями Просвещения (от Руссо  до  маркиза  де  Сада),
парадоксальным образом привел к тому,  что  личная  жизнь,  превратившись  в
ценность, стала частью жизни общественной,  так  и  не  успев  стать  вполне
интимной. Как показал М. Фуко, человек  в  качестве  субъекта  сексуальности
формируется  в  XVIII-  XIX  вв.  дискурсивными  практиками,  продуцируемыми
инстанциями власти(1). Дискурс философии, медицины, педагогики,  демографии,
криминалистики, проникнув в  повседневность,  "навязал"  человеку  обладание
сексуальностью  как  материальным  атрибутом  -  психофизической  структурой
побуждений   личности,   изначально   биологической,    но    социокультурно
формируемой, познаваемой, поддающейся контролю.
   В  процесс  институционально  регулируемого  воспроизводства  и  контроля
народонаселения в современном обществе (Modern society)  человек  включается
именно как субъект  сексуальности  -  чуткий  (прислушивающийся  к  себе)  и
ответственный   ее   носитель.   Эра   сексуальной   свободы   наступает   в
модернизированном обществе в той мере, в какой сексуальность превратилась  в
своего рода собственность личности. Э. Гидденс артикулировал эту  тенденцию,
констатировав, что  сексуальность  стала  более  управляемой,  открытой  для
разнообразных способов ее  формирования,  стала  потенциальным  "достоянием"
индивида(2). Современная культура "отпускает"  человека  в  сферу  интимного
только как уже  сформировавшегося  субъекта,  располагающего  собой,  своими
удовольствиями, своей  сексуальной  ориентацией,  но  и  проблематизирующего
постоянно   личную   жизнь   как   использование   или   наращивание   этого
потенциального достояния.
   С  процессом  овеществления  сексуальности  коррелирует   вытеснение   на
протяжении XIX-середины XX в. так называемой большой семьи,  объединявшей  в
единую  общность  несколько  поколений  и   ветвей   родственников,   семьей
нуклеарной, ядро (нуклеус) которой составляют супружеская пара  и  их  дети.
Предназначение нуклеарной, малодетной семьи  -  социально  санкционированный
союз разнополых эго, нацеленный на материальную и эмоциональную взаимопомощь
и "воспроизводство" потомства.  Нуклеарная  семья  -  это  институциональная
форма воспроизводства сексуальности. В этом  ее  принципиальное  отличие  от
большой семьи, которая предстает не как ряд  специализированных  институтов,
регулирующих деятельность индивидов наряду с экономическими, политическими и
т.д., а как многофункциональный сегмент традиционного общества3.  Образующие
феномен  нуклеарной  семьи  социальные  институты  сущест----------------(1)
Foucault М. Histoire de la sexualite. Т. I: Volonte de savoir. Paris, 1976.
   (2) Giddens A. The transformation of intimacy. Cambridge, 1993.
   (3)  Различие  между  институциональным  типом   структуры   современного
общества  и  сегментарным  типом,  характерным  для  общества  традиционного
отчетливо провел еще Э. Дюркгейм  в  трактате  "О  разделении  общественного
труда".
   [32]

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов Д.В., Виртуализация общества