|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 » »» прежде всего о романтических, но не противоречащих действительности событиях
и биографиях.
Это роман, основанный на фактах, "фактологический роман", в данном
случае в самом строгом значении этого слова: все то, о чем рассказывается в
этой книге, не просто основано на фактах и разукрашено фантазией автора, но
составлено, скомпилировано из фактических данных, к которым фантазией автора
не добавлено ни одной даже мельчайшей подробности, ни одного, если так можно
выразиться, завитка, которого бы не было в документах, относящихся к тому
или иному периоду времени.
Тем не менее я убежден, что специалист, которому попадет в руки эта
книга, обнаружит в ней те или иные ошибки. Весьма вероятно, что кое-где в
текст вкрались отдельные фактические ошибки; мне кажется, этого невозможно
избежать, если предпринимаешь первую попытку спрессовать в одном обзоре
материал, относящийся по меньшей мере к четырем специальным областям знания,
и я буду только благодарен всем, кто меня поправит.
Однако я чувствую себя обязанным не только науке, но и определенному
виду литературы, точнее говоря, творцу того направления в литературе, к
которому принадлежит и моя книга. Я имею в виду Поля де Крюи (Крайфа) -
американского врача, который первым предпринял попытку изложить историю
развития специальной отрасли науки так, чтобы она читалась с таким же
захватывающим интересом и волнением, которые в нас вызывает разве только
детективный роман. В 1927 году Поль де Крюи сделал то выдающееся открытие,
что история бактериологии, если к ней приглядеться внимательно и
соответствующим образом осмыслить важнейшие вехи ее развития, содержит
немало романтического. Он открыл далее, что самые сложные, запутанные
научные проблемы можно изложить просто н понятно, если описывать их как
рабочие процессы, то есть если вести читателя по тому же самому пути, по
которому шел сам исследователь с того момента, как он приступил к
осуществлению своей идеи, и до конечных результатов исследования. Он открыл
также, что обходные пути, тупики и закоулки, которыми шел или в которые
попадал тот или иной ученый из-за своих недостатков, переутомления, болезни,
из-за мешавших ему случайностей и тормозивших его работу влияний извне,
иными словами, история любого научного открытия столь полна динамики и
драматизма, что этого с избытком хватает, чтобы держать в напряжении
читателя. Так возникла его книга "Охотники за микробами", и одно ее заглавие
определило программу для нового направления в литературе, программу
фактологического романа.
После первой попытки создания такого рода романа, осуществленной Полем
де Крюи, вряд ли осталась хоть какая-нибудь отрасль науки, в которой тот или
иной автор, а иногда и несколько сразу не попытались бы применить новый
литературный метод. И само собой разумеющимся кажется то обстоятельство, что
в большинстве своем эти попытки предпринимались писателями, которые в лучшем
случае были лишь дилетантами в избранных ими отраслях наук.
Основным вопросом критического разбора, который еще предстоит сделать,
является, как мне кажется, следующий: в каком взаимоотношении в этих книгах
находятся наука и литература; что перевешивает - "факт" или "роман"? Мне
представляется, что лучшими книгами этого типа будут те, которые черпают
романтические элементы из самой "группировки" фактов и тем самым всегда
отдают предпочтение фактам. Именно это я и имел в виду, когда писал свою
книгу, и надеюсь, что я принес пользу тем читателям, которые хотят быть
уверенными в фактах и желали бы использовать книгу, несмотря на то что она
написана в форме романа, в качестве учебного или справочного пособия. Они
могут это делать со спокойной совестью.
Я упорно стремился к этому еще и потому, что у меня по части общей
тематики есть предшественница, хотя ее книга принадлежит к другой категории.
Я имею в виду Энн Терри Уайт и ее книгу "Потерянные миры", попавшуюся мне на
глаза тогда, когда я почти закончил работу над книгой "Боги, гробницы,
ученые". Мне бы хотелось выразить глубокое почтение своей американской
коллеге за проделанную ею работу, но тем не менее я считаю, что принцип,
согласно которому "роман" следует подчинять "фактам", является более
правильным. Именно этим объясняется то, что в отличие от госпожи Уайт я
решил при помощи ясных и безупречных в научном отношении справок и ссылок
помочь тем читателям, которые пожелали бы и в дальнейшем интересоваться
наукой о прошедших веках. Я не боялся прерывать в тех или иных местах свой
рассказ, чтобы привести даты и дать соответствующие исторические обзоры.
В заключение мне хочется выразить благодарность всем, кто помогал мне в
работе. Немецкие профессора - д-р Эуген фон Мерклин, д-р Карл Ратьено и д-р
Франц Термер - были столь любезны, что просмотрели рукопись - каждый по тому
разделу, который относится к его специальности. Проф. Курт Эрдман, проф.
Хартмут Шмекель и шлимановед д-р Эрнст Мейер внесли несколько важных
исправлений. Все они дали мне немало ценных советов, оказали мне большую
поддержку во всех отношениях, прежде всего в подборе литературы (за что я
должен поблагодарить и проф. Вальтера Хагемана из Мюнстера), обратили мое
внимание на несколько ошибок, которые мне еще удалось исправить. Я выражаю
им всем благодарность не только за помощь, но прежде всего за то, что они,
специалисты-ученые, проявили интерес к книге, которая совершенно не
укладывается в рамки той или иной специальной отрасли науки. Мне бы хотелось
поблагодарить Э. Рэнкендорф и Эрвина Дункера за то, что они освободили меня
от части нередко весьма кропотливой работы по переводу.
КНИГА СТАТУЙ
Мы у тебя, земля, - что же нам шлешь из глубин?
Или есть жизнь под землей? Иль живет под лавою тайно
Новое племя? Иль нам прошлое возвращено?
Римляне, греки, глядите: открыта снова Помпея,
Город Геракла воскрес в древней своей красоте!
Шиллер
Глава 1
УВЕРТЮРА НА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ
В 1738 году Мария Амалия Христина, дочь Августа III Саксонского,
покинула Дрезденский двор и вышла замуж за Карла Бурбонского, короля обеих
Сицилий. Осматривая обширные залы неаполитанских дворцов и огромные
дворцовые парки, живая и влюбленная в искусство королева обратила внимание
на статуи и скульптуры, которые были найдены незадолго до последнего
извержения Везувия: одни - случайно, другие - по инициативе некоего генерала
д'Эльбефа. Красота статуй привела королеву в восторг, и она попросила своего
венценосного супруга разыскать для нее новые.
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |