|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» был дополнен и реставрирован примерно полтораста лет назад. Интерпретаторы
того времени видели в нем иллюстрацию к одному из рассказов Геродота:
Геродот сообщает о некой Кидиппе, жрице Геры, которую однажды за отсутствием
быков привезли к храму ее собственные сыновья. Растроганная мать обратилась
с мольбой к богам даровать ее сыновьям наивысшее блаженство, доступное
смертным. И Гера, по совету богов, дала им возможность умереть во сне, ибо
безмятежная смерть в ранней юности и есть наивысшее блаженство.
Основываясь на таком толковании, рельеф дополнили и реставрировали.
Решетка у ног женщины превратилась в повозку на колесах, конец веревки в
руке одного из мальчиков - в дышло. Орнаменты стали богаче, контуры более
определенными, сам рельеф более глубоким. Так были созданы предпосылки для
новых толкований. На основании произведенных дополнений рельеф был
датирован, причем неверно; орнамент был принят за рисунки, храм объявлен
усыпальницей - это тоже было неверно: рассказ Геродота приукрашен - и тоже
неправомерно, ибо вся реставрация была совершенно ошибочной. Рельеф вовсе не
был иллюстрацией к Геродоту. Геродота вообще никогда во времена античности
не иллюстрировали. Повозка - чистейшая выдумка реставратора, он зашел в этом
так далеко, что даже снабдил ее колеса спицами, которые в таком
орнаментированном виде вообще никогда не встречались в античных памятниках.
Плодом воображения является и ярмо, и ошейники у быков. Разве не
свидетельствует данный пример о том, на какой ложный путь может завести
неверное описание?
Мы упомянули Геродота - автора, чьи произведения и поныне служат
неиссякаемым источником сведений о датах, о произведениях искусства и их
авторах. Труды античных авторов, к какому бы нрсмени они ни относились, -
основа герменевтики, но как часто они вводят в заблуждение археологов! Ведь
писатель говорит о высшей правде - что ему банальная действительность! Для
него история, а тем более мифы, - лишь материал для творчества.
Человек, чуждый музам, может сказать: "Писатели лгут". Если поэтическая
вольность в обращении с фактами - это ложь, то действительно древние авторы
лгали не менее, чем современные. Немало труда приходится затратить
археологу, чтобы выбраться сквозь чащу их свидетельств на верную дорогу.
Так, например, чтобы установить, к какому времени относится статуя
Зевса-олимпийца из золота и слоновой кости - знаменитое творение Фидия,
необходимо знать, когда и где Фидий умер. Об этом мы находим у Эфора,
Диодора, Плутарха и Филохора противоречивые и взаимоисключающие друг друга
данные: он умер в темнице; ему удалось из нее бежать; он был казнен в Элиде;
он спокойно дожил там свой век... И только в сравнительно недавно найденном
опубликованном в Женеве папирусе мы находим сведения, подтверждающие
сообщение Филохора.
Все это дает некоторое представление о тех кознях, которые поджидают
археолога, когда он остается один на один с тем или иным памятником. В этом
единоборстве он может рассчитывать только на заступ и собственную
сообразительность.
Рассказать обо всех методах, применяемых в научной критике, о том, как
делаются зарисовки и описания, о том, как помогают определению находок
мифология, литература, эпиграфический материал, изучение монет и утвари, о
комбинированных методах определения находок путем сравнения, изучения места
находки, ее залегания и находок, сопутствующих ей, рассказать обо всем этом
- означало бы выйти за пределы той темы, которой посвящена наша книга. К
тому же это сказалось бы и на ее занимательности.
Глава 4
СКАЗКА О БЕДНОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ НАШЕЛ СОКРОВИЩЕ
Это начиналось так: маленький мальчик стоял около могилы на кладбище в
своей родной деревушке, расположенной высоко в горах, на немецкой земле
Мекленбург. В этой могиле был похоронен злодей Хенниг, по прозвищу
Бранденкирль. Рассказывали, что он заживо сжег одного пастуха, а потом
ударил его, уже обуглившегося, мертвого, ногой. Это не прошло Бранденкирлю
даром: как говорили, каждый год его левая нога в шелковом чулке и башмаке
вылезала из могилы.
Мальчик стоял и ждал - нога не показывалась. Тогда он попросил отца
раскопать могилу, чтобы узнать, куда она в этом году запропастилась.
Недалеко от этого места был холм. Под ним была закопана золотая
колыбель; так, во всяком случае, утверждали пономарь и няня. Как-то мальчик
сказал своему отцу, промотавшему все свое состояние пастору: "У тебя нет
денег? Почему бы нам не выкопать колыбель?"
Отец рассказывал сыну сказки и легенды. Старый гуманист, он рассказывал
о борьбе героев Гомера, о Парисе и Елене, об Ахилле и Гекторе, о
могущественной Трое, сожженной и разрушенной. В 1829 году на Рождество он
подарил сыну иллюстрированную "Всемирную историю для детей" Еррера. Там была
картинка: Эней, держа сына за руку и посадив старика отца на спину, покидает
охваченный пламенем город. Мальчик смотрел на изображение, на крепкие стены,
на огромные Скайские ворота. "Так выглядела Троя?" - спросил он. Отец
утвердительно кивнул. "И все это разрушено, совершенно разрушено, и никто не
знает, где стоял этот город?" - "Разумеется", - ответил отец.
"Я не верю этому, - сказал маленький Генрих Шлиман. - Когда я вырасту
большой, я найду Трою и сокровища царя".
Отец рассмеялся.
Это не выдумка, это даже не окрашенные в сентиментальные тона
воспоминания детства, которым нередко предаются в старости люди, добившиеся
успеха в жизни. Задача, которую поставил перед собой семилетний мальчик,
была проведена в жизнь. А в шестьдесят один год уже всемирно известный
исследователь, очутившись случайно на родине, раскопал могилу злого Хеннига.
В предисловии к его книге об Итаке сказано: "Когда я в 1832 году в
десятилетнем возрасте преподнес отцу в качестве рождественского подарка
изложение основных событий Троянской войны и приключений Одиссея и
Агамемнона, я не предполагал, что тридцать шесть лет спустя, после того как
мне посчастливится собственными глазами увидеть места, где развертывались
военные действия, и посетить отчизну героев, чьи имена благодаря Гомеру
стали бессмертными, я предложу вниманию публики целый труд, посвященный этой
теме".
Первые впечатления ребенка остаются на всю жизнь. Но недолго было
суждено этим впечатлениям питаться рассказами о классических деяниях. В
четырнадцать лет Шлиману пришлось оставить школу и поступить учеником в
лавку в маленьком городке Фюрстенберге. Долгие пять с половиной лет он
продавал селедку и шнапс, молоко и соль, крошил картошку для перегонного
куба и подметал лавку. И так с пяти часов утра до одиннадцати часов вечера.
Он забыл то, что учил, то, что слышал когда-то от отца. Но однажды в
лавку ввалился подвыпивший рабочий, помощник мельника, уселся на прилавок и
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |