Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

назвал цифру 80 000 фунтов. Но я провел двадцать лет в Петербурге, и все мои
симпатии принадлежат России; поскольку я бы очень хотел, чтобы эта коллекция
попала именно в эту страну, я прошу у русского правительства 50 000 фунтов и
в случае необходимости готов даже снизить эту цену до 40 000 фунтов".
     Однако  самые искренние  его привязанности -  он  неоднократно об  этом
говорил  - принадлежали  Англии,  стране,  в которой его деятельность  нашла
самый широкий отклик, стране,  где  газета  "Таймс"  предоставляла ему  свои
полосы еще в те  времена, когда все  немецкие газеты были для  него закрыты;
премьер-министр Англии Гладстон написал предисловие к его книге о Микенах, а
еще ранее  знаменитый  А.Г.Сайс из  Оксфорда  -  к  книге о Трое.  Тем,  что
коллекции все же в конце концов попали "на вечное владение  и сохранение"  в
Берлин,  мы  опять-таки обязаны  (какая  ирония  судьбы!)  человеку, который
увлекался археологией лишь как  любитель, - великому врачу Вирхову, которому
удалось  добиться  избрания   Шлимана  почетным  членом   антропологического
общества,  а  несколько  позже  и  почетным  гражданином  Берлина  наряду  с
Бисмарком и Мольтке.


     Глава 7
     МИКЕНЫ, ТИРИНФ, ОСТРОВ ЗАГАДОК
     В 1876 году,  54 лет от роду, Шлиман приступил к раскопкам в Микенах. В
1878-1879 годах  при поддержке Вирхова он вторично раскапывает Трою;  в 1880
году  он  открывает  в Орхомене,  третьем  городе,  который  Гомер  наделяет
эпитетом "златообильный", сокровищницу  царя Минии; в 1882 году совместно  с
Дерпфельдом вновь, в  третий раз, раскапывает  Трою,  а двумя  годами  позже
начинает раскопки в Тиринфе.
     И  снова знакомая картина: крепостная стена Тиринфа находится прямо  на
поверхности, она  не скрыта  под слоем  земли; пожар  превратил ее  камни  в
известку, а скреплявшую  их глину - в настоящий  кирпич: археологи принимали
ее  за  остатки  средневековой  стены,  и  в  греческих  путеводителях  было
написано, что в Тиринфе нет никаких особых достопримечательностей.
     Шлиман  опять  доверился  древним  авторам.  Он  начал  копать с  таким
рвением, что даже разрушил тминную плантацию одного крестьянина из Кофиниона
и вынужден был уплатить штраф в 275 франков.
     Тиринф  считался  родиной  Геракла.  Циклопические  стены  вызывали  во
времена  античности  восхищение.  Павсаний  сравнивает   их   с  пирамидами.
Рассказывали,  что  Проитос,  легендарный  правитель Тиринфа,  призвал  семь
циклопов, которые и  выстроили  ему эти стены.  Впоследствии такие  же стены
были сооружены в других  местах, прежде всего в Микенах, что  дало основание
Эврипиду называть Арголиду "циклопической страной".
     Во  время  раскопок  Шлиман  наткнулся на стены дворца,  превосходящего
своими размерами  все когда-либо  до этого  виденное  и дающего великолепное
представление о древнем народе, который его построил, и о его царях, которые
здесь жили.
     Город  возвышался на  известняковой скале, словно форт: стены  его были
выложены из каменных блоков длиной в два-три метра,  а высотой и толщиной  в
метр. В нижней  части города, там, где находились хозяйственные постройки  и
конюшни, толщина стен  составляла семь-восемь метров.  Наверху, там, где жил
владелец дворца, стены  достигали одиннадцати  метров в  толщину, высота  их
равнялась шестнадцати метрам.
     Какое  зрелище должны  были  представлять  собой  внутренние  помещения
дворца, когда их заполняли толпы вооруженных воинов! До сих пор о планировке
гомеровских дворцов ничего не было известно, ибо ни от дворца Менелая, ни от
дворца Одиссея, ни от дворцов других властителей не осталось никаких следов;
остатки  Трои - города Приама - также  не  давали  возможности разобраться в
плане построек.
     Здесь  же  явился   свету  настоящий  гомеровский  дворец  с  залами  и
колоннадами, с красивым мегароном (залом с очагом), с атриумом и пропилеями.
Здесь еще можно было увидеть остатки  банного помещения  (пол в нем заменяла
цельная известняковая  плита весом в 20 тонн), того, в котором  герои Гомера
мылись  и  умащивали  себя  мазями.  Здесь  перед   заступом   исследователя
открывались картины, напоминающие сцены из "Одиссеи", в которых повествуется
о возвращении хитроумного, о пире женихов, о кровавой бойне в большом зале.
     Но еще больший  интерес представляли керамика  и стенная роспись. Уже с
самого начала  Шлиману стало ясно, что найденная им в Тиринфе керамика - все
эти  вазы и глиняная посуда - родственна  той керамике, которую  он  нашел в
Микенах. Более  того, она, несомненно,  родственна  тем изделиям  из  глины,
которые  были  найдены другими  археологами в Азине, Науплионе, Элевсе  и на
различных островах,  прежде  всего на острове  Крит. Разве  найденное  им  в
Микенах  страусовое  яйцо  (сначала он принял  его  за алебастровую вазу) не
свидетельствовало о связях Микен с  Египтом? А разве он не нашел здесь ваз с
так называемым геометрическим  орнаментом,  таких же,  какие  еще за полторы
тысячи лет до н. э. финикийцы привозили ко дворцу Тутмеса III?
     И он подбирает один аргумент за другим, чтобы доказать, что ему удалось
напасть на след культурных связей азиатского или африканского происхождения,
на  след  той цивилизации, которая была  распространена  на  всем  восточном
берегу  Греции  и  на островах  Эгейского  моря,  центр  которой,  вероятно,
находился на острове Крит. Сегодня мы называем эту культуру крито-микенской.
Шлиман  обнаружил  ее первые  следы,  но  открыть  ее  было  суждено другому
исследователю.
     Все помещения  дворца  были побелены, а стены украшали расписные фризы,
протянувшиеся желто-голубым  поясом  на  высоте человеческого роста. Одна из
росписей представляла особый интерес: на голубом фоне  был изображен могучий
бык; круглые от бешенства глаза, вытянутый хвост свидетельствуют о состоянии
дикой ярости животного.  А на быке, держась за его рог,  то ли подпрыгивает,
то ли танцует всадник.
     По  этому поводу Шлиман приводит в  своей книге о Тиринфе слова некоего
доктора Фабрициуса: "Можно предположить, что всадник - это искусный наездник
или укротитель быков, который показывает свое мастерство,  свою готовность в
любую  минуту  вспрыгнуть на  спину разъяренного животного, так же  как  это
делает упомянутый  в известном  месте "Илиады"  укротитель лошадей, который,
управляя четверкой коней, перепрыгивает на всем скаку со  спины одной лошади
на  другую". Это  объяснение, к которому, очевидно, Шлиман в то время ничего
не  мог  добавить,  было,  однако,  недостаточно  точным. Но если  бы Шлиман
претворил в жизнь  то, к чему он так часто возвращался в мыслях, и поехал на
остров Крит, он нашел бы там нечто такое,  что, дополнив эту картину, многое
бы пояснило и послужило бы венцом делу его жизни.
     Мысль осуществить раскопки на Крите, в частности у Кносса, не оставляла
Шлимана до его последнего  часа. За год до смерти он писал: "Мне бы хотелось
достойно увенчать  дело  моей  жизни, завершив ее  большой работой: откопать

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые