|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» Вокруг центрального двора - огромного прямоугольника - были расположены
здания со стенами из полых кирпичей и с плоскими крышами, которые
поддерживались колоннами. Но покои, коридоры и залы были расположены в таком
причудливом порядке, предоставляли посетителю так много возможностей
заблудиться и запутаться, что всякому, кто попадал во дворец, должна была
поневоле прийти в голову мысль о лабиринте; она должна была появиться даже у
того, кто никогда в жизни не слыхал легенду о царе Миносе и построенном
Дедалом лабиринте - прообразе всех будущих лабиринтов.
Эванс, не колеблясь, объявил миру, что нашел дворец Миноса, сына Зевса,
отца Ариадны и Федры, владельца лабиринта и хозяина ужасного быкочеловека
или человекобыка - Минотавра.
Он открыл здесь настоящие чудеса. Народ, населявший эти места (Шлиман
нашел лишь следы его колоний), о котором до сих пор ничего не было известно
- если не считать того, что рассказывалось в легендах, - оказывается, утопал
в роскоши и сладострастии и, вероятно, на вершине своего развития дошел до
того сибаритствующего декаданса, который таил уже в себе зародыш упадка и
регресса культуры. Только высочайший экономический расцвет мог привести к
подобному вырождению. Как и ныне, Крит был в те времена страной производства
вина и оливкового масла. Он был центром торговли, точнее говоря, морской
торговли. И то, что на первых порах во время, когда Эванс еще только
приступил к своим раскопкам, поразило весь мир - богатейший дворец древности
не имел ни вала, ни укреплений, - в скором времени нашло свое объяснение:
торговые склады, коммерческая деятельность нуждалась в более мощной защите,
чем крепостные стены - сооружение чисто оборонительное. Такой защитой был
могущественный, господствовавший на всем море флот.
Жемчужиной моря, драгоценной геммой, вплавленной в синь небес, должна
была казаться эта столица приближающимся к острову морякам; ее иссиня-белые
стены, ее колонны из известняка, казалось, излучали блеск роскоши и
богатства.
Эванс нашел кладовые. Там стояли богато орнаментированные гигантские
сосуды - пифосы, некогда полные масла; их изящный орнамент напоминал тот,
который был обнаружен на сосудах в Тиринфе. Эванс не поленился вычислить
общую емкость всех находившихся в кладовой пифосов. Она составила 75 000
литров. Таким был дворцовый запас...
Кто же пользовался всем этим богатством?
Прошло немного времени, и Эванс убедился в том, что не все его находки
можно отнести к одной и той же эпохе, что не все стены дворца имеют
одинаковый возраст и не вся керамика, не весь фаянс, не все рисунки возникли
в одно и то же время. Вскоре, пристальнее вглядевшись в даль тысячелетий, он
разобрался в эпохах этой цивилизации и разграничил ее (деление это не
потеряло своего значения и поныне) на периоды: раннеминойский (3-2
тысячелетия до н. э.), среднеминойский (примерно до 1600 года до н. э.) и
позднеминойский - самый короткий, заканчивающийся примерно 1250 годом до н.
э.
Он нашел следы деятельности человека, относящиеся к одному из самых
ранних периодов, к неолиту, то есть к тому времени, когда металл был еще
неизвестен, а все орудия, вся утварь выделывались из камня. Эванс отнес эти
следы к десятому тысячелетию до н. э. Другие ученые оспаривают его мнение:
они считают эту дату сомнительной и относят находки Эванса к пятому
тысячелетию. На чем основаны все эти расчеты, какие данные положил в основу
своей периодизации Эванс?
Эванс нашел на Крите множество предметов иностранного происхождения, в
частности керамические изделия из Египта, относящиеся к совершенно
определенным, твердо датируемым периодам истории этой страны, ко временам
господства той или иной династии. Период расцвета этой культуры от отнес ко
времени перехода от среднеминойской к позднеминойской эпохе, то есть
примерно к 1600 году до н. э. - предположительному времени жизни и
царствования Миноса, предводителя флота, властелина моря. Это было время,
когда всеобщее благосостояние уже начало перерастать в роскошь, а красота
была возведена в культ. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах
крокусы и наполнявших ими вазы, девушек среди лилий.
Цивилизация была накануне вырождения; ей на смену шла неуемная роскошь.
В живописи, которая раньше была подчинена определенным формам, теперь
господствовало буйное сверкание красок, жилище должно было служить не только
обителью - оно должно было услаждать глаз; даже в одежде видели лишь
средство для проявления утонченности и индивидуальности вкуса.
Приходится ли удивляться тому, что Эванс употребляет термин "модерн"
для характеристики своих находок? В самом деле, в этом дворце, который не
уступал по своим размерам Букингемскому, были водоотводные каналы,
великолепные банные помещения, вентиляция, сточные ямы. Параллель с
современностью напрашивалась и при виде изображений людей, позволявших
судить о их манерах, их одежде, их модах. Еще в начале среднеминойского
периода женщины носили высокие остроконечные головные уборы и длинные
пестрые платья с поясом, с глубоким декольте и высоким корсажем.
Теперь эта старинная одежда приобрела утонченный и изысканный вид.
Обычное платье превратилось в своего рода корсет с рукавами, тесно
облегавший фигуру, подчеркивавший формы и обнажавший грудь - теперь, однако,
уже из чувственного кокетства. Платья были длинные, с оборками, богатой и
пестрой расцветки, некоторые узоры изображали крокусы, вырастающие из
волнистой линии - условного изображения горного пейзажа; поверх платья
надевался пестрый передник. На голове дамы носили высокий чепец. И если
сейчас у женщин в подражание мужчинам модны короткие волосы, то критские
женщины были с нынешней точки зрения сверхмодницами, ибо они причесывались
точно так же, как мужчины!
Такими они и предстают перед нами на рисунках: вот они оживленно
беседуют, сидя в непринужденных позах на садовой скамейке, в их взорах и
выражениях лиц - истинно французский шарм. Кажется невероятным, что эти дамы
жили несколько тысячелетий назад! Вспоминаешь об этом лишь тогда, когда
бросишь взгляд на мужчин: всю их одежду составляет облегающий бедра
передник.
Среди всех этих замечательных рисунков, найденных Эвансом ("Даже наши
рабочие чувствовали их волшебное очарование", - писал он), вновь мелькает
один, уже знакомый нам: изображение плясуна на быке.
Плясун? Артист? Таково было мнение Шлимана, когда он обнаружил этот
рисунок в Тиринфе, в этом городе-форпосте, в котором не было ничего, что
могло заставить его вспомнить о старых легендах, о быках и жертвах, о
дымящейся крови в храмах.
Иное дело Эванс. Разве не стоял он на земле, на которой царствовал
Минос, повелитель Минотавра - чудовища с туловищем человека и головой быка?
Что говорит об этом легенда?
Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |