Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

     Минос, царь Кносса,  Крита и всех эллинских  морей, послал своего сына,
по имени Андрогей, в Афины принять участие в играх.  Более сильный, чем  его
соперники  греки, Андрогей одержал  над ними победу, но  был из зависти убит
Эгеем, царем Афин.  Разгневанный Минос послал  в  Афины свой  флот, завладел
городом и наложил  на  него ужасную контрибуцию:  через  каждые  девять  лет
афиняне  должны были посылать  ему  семь юношей и семь девушек - цвет  своей
молодежи - в качестве жертв Минотавру. Когда подошел третий срок, Тесей, сын
Эгея,   возвратившийся   к  тому  времени  домой  из   длительного,  полного
героических деяний похода, вызвался поехать на Крит, чтобы убить чудовище:
     Через Критское море помчался корабль...
     Вез он Тесея, и семь девушек, и семь юношей.

     Черные паруса развевались на мачтах корабля; под белыми парусами должен
был  Тесей вернуться домой, если замысел его удастся. Ариадна, дочь  Миноса,
увидев идущего на смерть героя, потеряла покой и  сердце.  Она вручила Тесею
меч  и  клубок нитей, чтобы он  не  запутался  в  лабиринте; конец  нити она
держала  в руках, когда отправился он к Минотавру. В ужасной  схватке  Тесей
одолел чудовище, благодаря нити нашел обратную дорогу и вместе  с Ариадной и
друзьями поспешил домой. Но так взволнован был он неожиданным спасением, что
позабыл  сменить  паруса. Эгей, отец его, увидев черные паруса, принял их за
символ смерти и, решив, что сын его погиб, бросился с высокой скалы в море.
     Могла  ли эта легенда объяснить содержание  рисунков? На  одном  из них
были изображены  две девушки и юноша, играющие  с быком. Но действительно ли
это  была игра? Может быть, здесь речь  шла о  чем-то более  серьезном? Быть
может,  даже  о жизни  и  смерти?  Может  быть,  на картине  было изображено
жертвоприношение Минотавру, чье имя в свою очередь, возможно,  означало "бык
Миноса"?
     Чем чаще обращались  к легенде, тем  больше  возникало вопросов; однако
то, что  в легенде содержалось зерно истины, было неоспоримо: лабиринт лежал
у всех перед глазами. Можно было принять и то предположение, что легендарная
победа  Тесея  была  слишком символическим  изображением  победы, одержанной
прибывшим с материка завоевателем, который разрушил  дворец  Миноса. Но  то,
что  акт  личной  мести  Миноса,  потребовавшего   за  своего  убитого  сына
неслыханные жертвоприношения, мог послужить причиной гибели  его царства,  -
представлялось совершенно невероятным.
     И  тем  не менее царство  было разрушено, разрушено так внезапно и  так
основательно,  что  у  нападавших не нашлось даже времени что-либо  увидеть,
что-нибудь  услышать,  чему-нибудь  научиться;  оно  было  разрушено так  же
основательно,  как  три  тысячелетия   спустя  царство  Монтесумы,   которое
уничтожила кучка пришлых испанцев, не оставив от него  ничего,  кроме руин и
мертвых камней.
     Проблема  происхождения и  гибели богатого  народа, населявшего в  свое
время Крит,  и поныне остается  главной проблемой  для  всех археологов, для
всех ученых, занимающихся древнейшим периодом античной истории.
     Согласно  Гомеру,  остров  населяли  пять  различных  народов.  Геродот
утверждает, что Минос не был греком, Фукидид же свидетельствует об обратном.
Эванс, который главным образом занимался именно этим вопросом, склоняется  к
гипотезе  об  африканско-ливийском  происхождении  населения  Крита.  Эдуард
Маейр, крупнейший знаток античной истории, пишет, что они, вероятно,  пришли
не из  Малой Азии. Дерпфельд, старый сотрудник Шлимана, выступил в 1932 году
-   в  возрасте   восьмидесяти   лет  -  против   Эванса,   утверждая,   что
крито-микенское искусство зародилось в Финикии.
     Где та нить Ариадны, которая поможет выбраться  из этого лабиринта "за"
и "против"?
     Такой  спасительной  нитью  могла  бы  стать  письменность. Из-за  нее,
собственно, Эванс и приехал в свое  время  на Крит. Уже  в 1894 году  он дал
первое   описание   критских   письмен;  он   нашел  бесчисленное  множество
идеографических  надписей,  а  вблизи  Кносса  -  около двух  тысяч глиняных
табличек  со  знаками  линейного  письма. И  все  же  Ганс  Иенсен  в  своем
появившемся в 1935 году солидном труде "Письмо"  весьма трезво заключил, что
"расшифровка критской  письменности еще  только начинается и у нас  нет пока
еще никакой ясности в вопросе о том, что она собой представляла".
     Столь  же  неясным, как происхождение  народа, населявшего Крит,  и его
письменности,  предстает конец критского  царства. Смелых теорий  здесь хоть
отбавляй. Эванс различал три ясные стадии разрушения;
     дважды дворец отстраивался  заново, в третий раз  от него остались одни
развалины.
     Если мы бросим  ретроспективный  взгляд на историю  тех дней, мы увидим
кочующие  орды пришельцев с  Севера,  из  Дунайских  стран, а возможно, и из
южной  России, которые вторгаются в пределы Греции, нападают на  ее  города,
разрушают Микены  и Тиринф. Это вторжение варварских народов все ширится и в
конце  концов приводит к  гибели цивилизации. Немного позже мы  видим  новые
орды, на этот раз  дорийцев;  они изгоняют  ахейцев, но  сами  в еще меньшей
степени, чем ахейцы, способны принести какую-нибудь культуру;  и если ахейцы
были грабителями,  которые  все  награбленное обращали в свою собственность,
если они все-таки были достойны упоминания в гомеровских песнях, то  дорийцы
были просто-напросто разбойниками, которые умели лишь  разрушать; и все-таки
с их приходом начинается новая глава в истории Греции.
     Так обстояло дело по словам одних, а что говорят об этом другие?
     Эванс  считал,  что  разрушение  минойского  дворца  должно  было  быть
следствием  какого-то природного катаклизма.  Классический пример  подобного
происшествия  - Помпеи. При раскопке Кносского  дворца Эванс наткнулся на те
же признаки внезапной и насильственной гибели и разрушения, что и д'Эльбеф и
Венути у подножия Везувия: брошенные орудия труда, оставшиеся незавершенными
различные  изделия  и  произведения  искусства, внезапно прерванная домашняя
работа. У  него сложилась своя теория, которую ему было суждено проверить на
собственном опыте. 26 июня 1926 года в 21 час 45 мин. Эванс, лежа в постели,
читал  книгу; внезапно  он  ощутил  сильный  подземный толчок.  Его  кровать
сдвинулась с места, стены дома дрожали. Кругом падали  какие-то предметы, из
опрокинувшегося ведра лилась вода. Земля сначала вздыхала и стонала, а потом
взревела  так,   словно   ожил   легендарный   Минотавр.   Но   толчок   был
непродолжителен, и, когда все успокоилось,  Эванс соскочил с кровати выбежал
на улицу. Он мчался к дворцу. Но, как  оказалось, его реконструкции с честью
выдержали  экзамен:  везде,  где  только  было  можно, он  с  самого  начала
употреблял стальные подпорки и балки. Однако во всех  окрестных деревнях и в
столице Кандли землетрясение произвело ужасные разрушения.
     Таковы были личные впечатления Эванса, которые подкрепили его гипотезу:
он исходил из того, что Крит - один  из наиболее подверженных землетрясениям
районов Европы, и поэтому его гипотеза сводилась к тому, что  только сильное
и  внезапное  землетрясение,  способное  расколоть  землю  и  поглотить  все

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые