|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» центрах археологической науки ежегодно 9 декабря археологи отмечают День
Винкельмана - день рождения великого ученого.
Глава 3
СЛЕДОПЫТЫ ИСТОРИИ
Если мы откроем сегодня какую-нибудь книгу, посвященную античному
искусству, нас, если мы над этим задумаемся, должно поразить одно
обстоятельство: без затруднения авторы в подписях к рисункам сообщают
совершенно точные сведения о том, каким событиям они посвящены, кто на них
изображен. Вот эта голова, найденная одним крестьянином из Кампаньи, -
голова Августа, а вот та конная статуя - статуя Марка Аврелия, а это банкир
Люций Цецилий Юкунда; или, еще точнее, - это Аполлон Сауроктон, изваянный
Праксителем, это амазонка Поликлета; а вот эта роспись вазы Дуриса
изображает Зевса, похищающего спящую девушку.
Кто из нас задумывается над тем, откуда почерпнуты эти сведения, каким
образом люди сумели разобраться в том, кому принадлежит та или иная
скульптура, кого она изображает, тем более что чуть ли не все эти скульптуры
безымянные?
Мы видим в музеях пожелтевшие от времени, полуистлевшие свитки
папируса, черепки ваз, фрагменты рельефов, колонн, испещренных какими-то
рисунками и знаками, иероглифами и клинописью. Мы знаем, есть люди, для
которых разобраться в этих знаках, прочесть их так же просто, как для нас
прочитать газету или книгу. Отдаем ли мы себе отчет в том, какой остротой
ума нужно было обладать, чтобы суметь раскрыть тайну языков, которые были
мертвыми уже в те времена, когда Северная Европа еще находилась на стадии
варварства? Задумываемся ли мы над тем, что помогло нам проникнуть в тайну
этих мертвых знаков?
Мы перелистываем труды современных историков - перед нами проходит
история древних народов, следы культуры которых обнаруживаются еще и сегодня
в тех или иных элементах языка, во многих наших обычаях и нравах, в наших
произведениях искусства, несмотря на то что жизнь этих народов протекала в
далеких от нас землях и следы ее теряются во тьме веков. Мы читаем их
историю и знаем, что это не легенда, не сказка - перед нами цифры, даты,
имена правителей и королей; мы узнаем, как они жили в дни войны и в дни
мира, какими были их дома, их храмы. Мы узнаем о периодах величия и падения
государства с точностью до года, месяца и даже дня, хотя все события
происходили задолго до нашей эры, когда нашего летосчисления не было еще и в
помине, когда не родились еще наши календари. Откуда же все эти сведения,
откуда эта точность и определенность хронологических таблиц?
Мы хотим рассказать о становлении науки археологии, представить ее в
развитии, не утаив ничего. Большинство вопросов, которые мы только что
задали, отпадут по мере изложения. Дабы не утомлять читателя повторениями,
мы позволим себе, однако, уже сейчас сделать несколько общих,
предварительных замечаний о методах археологии, рассказать о тех трудностях,
с которыми ей приходится сталкиваться.
Римский антиквар Аугусто Яндоло рассказывает в своих воспоминаниях о
том, как ему еще мальчишкой довелось вместе с отцом присутствовать при
вскрытии этрусского саркофага: "Нелегко было сдвинуть крышку; наконец она
поднялась, стала вертикально и потом тяжело упала на другую сторону. И тогда
произошло то, чего я никогда не забуду, что до самой смерти будет стоять у
меня перед главами: я увидел молодого воина в полном вооружении - в шлеме, с
копьем, щитом и в поножах. Я подчеркиваю: не скелет воина, а самого воина.
Казалось, смерть не коснулась его. Он лежал вытянувшись, и можно было
подумать, что его только что положили в могилу. Это видение продолжалось
какую-то долю секунды. Потом оно исчезло, словно развеянное ярким светом
факелов. Шлем скатился направо, круглый щит вдавился в латы, покрывавшие
грудь, поножи, лишившись опоры, оказались на земле. От соприкосновения с
воздухом тело, столетиями лежавшее непотревоженным, неожиданно превратилось
в прах, и только пылинки, казавшиеся в свете факелов золотистыми, еще
плясали в воздухе".
Воин был представителем того загадочного народа, происхождение и
родословная которого неизвестны и поныне. Один-единственный взгляд успели
бросить на него, на его лицо исследователи, и он рассыпался, превратился в
пыль. Почему? Виной тому была неосторожность исследователей.
Когда в странах классической древности еще задолго до открытия Помпеи
стали находить в земле первые статуи (к тому времени люди были уже
достаточно просвещенными, чтобы не только видеть в этих обнаженных фигурах
языческих идолов, но и смутно догадываться об их эстетической ценности),
когда эти статуи стали выставлять в эпоху Ренессанса во дворцах тиранов и
кардиналов, их все-таки еще рассматривали всего лишь как курьезные раритеты,
коллекционирование которых стало модой; порой в таких частных музеях
какая-либо античная статуя мирно соседствовала с засушенным эмбрионом
двухголового ребенка, а античный рельеф уживался рядом с чучелом птицы,
которую якобы держал в руках святой Франциск, покровитель птиц.
Вплоть до прошлого столетия ничто не мешало людям жадным и
невежественным обогащаться за счет находок, а если это обещало доход, то и
разрушать найденное.
В XVI веке на Forum Romanum - площади, на которой в Древнем Риме
происходили народные собрания (здесь вокруг Капитолия сгруппировались
великолепнейшие постройки), пылали печи для обжига извести, а в древних
храмах были устроены каменоломни. Папы употребляли мраморные плиты для
облицовки фонтанов в своих дворцах. С помощью пороха был взорван Серапеум;
это сделали лишь для того, чтобы украсить конюшню одного из Иннокентиев.
Камни из терм Каракаллы превратились в ходкий товар. Более четырех веков
подряд Колизей служил каменоломней. Еще в 1860 году папа Пий IX продолжил
это разрушение, чтобы за счет языческого наследства раздобыть дешевый
материал для христианской постройки. Там, где сохранившиеся памятники могли
бы дать ценнейшие сведения, археологи XIX и XX веков находили лишь руины.
Но там, где ничего подобного не было, где ничья злоумышленная рука не
занималась разрушениями, ни один вор не искал запрятанных сокровищ и перед
глазами археолога вставало никем не потревоженное прошлое (как это редко
случалось!), - там исследователя подстерегали другие трудности, связанные с
определением и истолкованием находки.
В 1856 году неподалеку от Дюссельдорфа были найдены остатки скелета.
Когда мы сегодня говорим об этой находке, мы называем ее останками
неандертальского человека, но в те времена их приняли за останки животного,
и только доктор Фульрот, преподаватель гимназии из Эльберфельде, сумел
правильно определить принадлежность найденного скелета. Профессор Майер из
Бонна считал его скелетом погибшего в 1814 году казака, Вагнер из
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |