Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»

 И. А. КЛИМИШИН.
 Заметки о нашем календаре


   ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ

   (И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной,
   для отделения дня от ночи, и для знамений,
   и времен, и дней, и годов ...
   И создал Бог два светила великие:
   светило большее, для управления днем,
   и светило меньшее, для управления ночью, и звезды.
   И поставил их Бог на тверди небесной,
   чтобы светить на Землю,
   и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.
   И увидел Бог, что это хорошо.
   И был вечер, и было утро:
   день четвертый(

   Б ы т и е 1, 14

   По предвечному замыслу, запечатл„нному в письменах около тр„х с поло-
виной тысяч лет тому, вс„ казалось легко и просто: наблюдай течение  бо-
гозданных светил на тверди небесной - и обрет„шь себя в незыблемом и не-
умолимом потоке мгновений, дней и лет и  узришь  связь  врем„н.  Но,  по
притче, скоро сказка сказывается, да не скоро дело  делается.  И  долгие
тысячелетия человеку, венцу творения, пришлось блуждать в поисках  соиз-
меримости в круговращении небесных сфер и чередовании земных явлений.  И
до сих пор ещ„ не вполне достигнута эта предустановленная гармония.
   Не удалось преодолеть и реликты, образно говоря, древнего х р о н о л
о г и ч е с к о г о столпотворения, когда каждый  род,  каждое  племя  и
каждый демос имел свой - первоначально вовсе примитивный - календарь. Не
всегда ещ„ достижимо ретроспективное воссоздание  распавшейся  временной
цепи и совме-щение хронографических "зарубок" и "засечек" в историческом
бытии многих народов, издревле заселивших Землю. Поныне,  например,  ещ„
не удалось с точностью перевести временные  вехи  некоторых  событий  из
жизни Юлия Цезаря в даты самим же им введ„нного ю л и а н с к о г о  ка-
лендаря. Это и позволило из-вестному американскому уч„ному,  специалисту
в области хронологии Э. Би-керману некогда изречь весьма  парадоксальный
- но не без основания к тому - афоризм: "Календарь - это такая вещь, ко-
торую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия..."
   Если обратиться к сегодняшнему дню, то даже в  границах  единой  эры,
эры "от Рождества Христова", которая, как уже отмечалось, почти во  всех
угол-ках планеты стала абсолютной шкалой для  фиксирования  исторических
событий во времени, при едином исходном моменте, начальной точке отсч„та
практикуется не одна, а целых т р и хронологические системы, имеющие  ту
или иную степень распростран„нности. Наряду с так называемым г р и г о р
и- а н с к и м календар„м, принятым в 1582 году  по  Рождестве  Христове
при папе Римском Григории XIII и по существу имеющим общемировой статус,
в   некоторых   локальных   общественно-конфессиональных   образованиях,
глав-ным  образом  -  восточно-христианской,  православной   ориентации,
пользуются также более древний ю л и а н с к и й,  восходящий,  как  уже
говорилось, ко вре-менам римского диктатора и верховного жреца (Роntifex
Maximus) Гая Юлия Це-заря (100-44 гг. до н. э.), и совсем ещ„ юный н о в
о ю л и а н с к и й календари.
   Этот  хронологический  плюрализм,  несомненно,  созда„т  определ„нные
проблемы как для самих этих религиозных структур и их приверженцев,  так
и для государств, в которых они обрели сво„ последнее земное прибежище.
   Внутри, в частности, нашей страны, хотя и с заметным  опозданием,  но
перешедшей на г р и г о р и а н с к и й стиль ещ„ в 1918  году,  Русская
Православная Церковь по-прежнему продолжает следовать ю л и а н с к о  м
у времясчи-слению, бытовавшему в Риме (но не в  Иудее!)  во  дни  земной
жизни Иисуса Христа. В результате искусственно насаждается ничем не  оп-
равданный календарный разнобой, целая категория российских граждан прос-
то выключается из нормального течения времени и для согласования различ-
ных стилей вынуждена манипулировать иррегулярно нарастающей в веках кор-
ректирующей поправ-кой. Хорошо ещ„, что последняя на  грядущем  переломе
столетий не претерпит изменений и привычное ныне число 13  сохранится  в
неприкосновенности ещ„ на один вековой цикл. О ч„м, правда, знают отнюдь
не все пастыри словесного стада церковного.
   Это что касается аборигенов. Чада же Московского Патриархата, в  рас-
сея-нии за рубежами Отечества сущие,  по  благословению  Священноначалия
Рус-ской Православной Церкви в основном живут, здесь можно сказать  даже
так, по и н о с л а в н ы м календарям, то есть отмечая события  церков-
ной жизни вместе с западными христианами, католиками и протестантами. Но
от того, на удивление, они не утрачивают своей первобытной святости, как
то изначально прогнозируется для случая "внутреннего употребления".
   Наблюдаемый календарный анахронизм делает неизбежной внешнюю изоляцию
Русской Православной Церкви, ещ„ не освободившейся к тому же и  от  пос-
ледствий государственной в недавнем прошлом политики "железного  занаве-
са". Ведь в настоящее время кроме не„ ещ„ лишь две  Православные  Церкви
придерживаются ю л и а н с к о г о календаря - Иерусалимская и  Сербская
(не считая некоторых так  называемых  старостильников,  отделившихся  от
своих единоверцев-новостильников, в частности, в Греции).
   Константинопольская  Православная  Церковь,  претендующая  на   орто-
док-сальный вселенский примат, с  1923  года  в  аспекте  антипапистской
контрэскапа-ды чуть ли не  исключительно  для  собственного  пользования
ввела так назы-ваемый н о в о ю л и а н с к и й календарь.  Последний  в
настоящее время с г р и г о р и а н с к и  м  полностью  совпадает  и  в
обозримом будущем - в последующие 800 лет - в принципе отличаться не бу-
дет.
   Как  же  в  конечном  итоге  православные  христиане  будут  отмечать
2000-ле-тие Рождества Христова: по григорианскому и надолго совпадающему
с ним новоюлианскому календарям, по которым жив„т б о л ь ш и н с т в  о
Православ-ных Церквей, или же по расходящемуся с  первыми  двумя  на  13
дней, скажем так, староюлианскому, который  пользует  Матерь  Церквей  -
Православная Церковь Иерусалимская (вместе с Русской и Сербской)?
   Как уже говорилось, Иерусалим декларировал, что  торжественная  цере-
мо-ния с приглашением предстоятелей других Православных Церквей и  высо-
ких гостей со всего мира состоится 7 января 2000 года  по  новому  стилю

Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре