Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» И. А. КЛИМИШИН. Заметки о нашем календаре ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ (И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов ... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на Землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый( Б ы т и е 1, 14 По предвечному замыслу, запечатл„нному в письменах около тр„х с поло- виной тысяч лет тому, вс„ казалось легко и просто: наблюдай течение бо- гозданных светил на тверди небесной - и обрет„шь себя в незыблемом и не- умолимом потоке мгновений, дней и лет и узришь связь врем„н. Но, по притче, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И долгие тысячелетия человеку, венцу творения, пришлось блуждать в поисках соиз- меримости в круговращении небесных сфер и чередовании земных явлений. И до сих пор ещ„ не вполне достигнута эта предустановленная гармония. Не удалось преодолеть и реликты, образно говоря, древнего х р о н о л о г и ч е с к о г о столпотворения, когда каждый род, каждое племя и каждый демос имел свой - первоначально вовсе примитивный - календарь. Не всегда ещ„ достижимо ретроспективное воссоздание распавшейся временной цепи и совме-щение хронографических "зарубок" и "засечек" в историческом бытии многих народов, издревле заселивших Землю. Поныне, например, ещ„ не удалось с точностью перевести временные вехи некоторых событий из жизни Юлия Цезаря в даты самим же им введ„нного ю л и а н с к о г о ка- лендаря. Это и позволило из-вестному американскому уч„ному, специалисту в области хронологии Э. Би-керману некогда изречь весьма парадоксальный - но не без основания к тому - афоризм: "Календарь - это такая вещь, ко- торую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия..." Если обратиться к сегодняшнему дню, то даже в границах единой эры, эры "от Рождества Христова", которая, как уже отмечалось, почти во всех угол-ках планеты стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени, при едином исходном моменте, начальной точке отсч„та практикуется не одна, а целых т р и хронологические системы, имеющие ту или иную степень распростран„нности. Наряду с так называемым г р и г о р и- а н с к и м календар„м, принятым в 1582 году по Рождестве Христове при папе Римском Григории XIII и по существу имеющим общемировой статус, в некоторых локальных общественно-конфессиональных образованиях, глав-ным образом - восточно-христианской, православной ориентации, пользуются также более древний ю л и а н с к и й, восходящий, как уже говорилось, ко вре-менам римского диктатора и верховного жреца (Роntifex Maximus) Гая Юлия Це-заря (100-44 гг. до н. э.), и совсем ещ„ юный н о в о ю л и а н с к и й календари. Этот хронологический плюрализм, несомненно, созда„т определ„нные проблемы как для самих этих религиозных структур и их приверженцев, так и для государств, в которых они обрели сво„ последнее земное прибежище. Внутри, в частности, нашей страны, хотя и с заметным опозданием, но перешедшей на г р и г о р и а н с к и й стиль ещ„ в 1918 году, Русская Православная Церковь по-прежнему продолжает следовать ю л и а н с к о м у времясчи-слению, бытовавшему в Риме (но не в Иудее!) во дни земной жизни Иисуса Христа. В результате искусственно насаждается ничем не оп- равданный календарный разнобой, целая категория российских граждан прос- то выключается из нормального течения времени и для согласования различ- ных стилей вынуждена манипулировать иррегулярно нарастающей в веках кор- ректирующей поправ-кой. Хорошо ещ„, что последняя на грядущем переломе столетий не претерпит изменений и привычное ныне число 13 сохранится в неприкосновенности ещ„ на один вековой цикл. О ч„м, правда, знают отнюдь не все пастыри словесного стада церковного. Это что касается аборигенов. Чада же Московского Патриархата, в рас- сея-нии за рубежами Отечества сущие, по благословению Священноначалия Рус-ской Православной Церкви в основном живут, здесь можно сказать даже так, по и н о с л а в н ы м календарям, то есть отмечая события церков- ной жизни вместе с западными христианами, католиками и протестантами. Но от того, на удивление, они не утрачивают своей первобытной святости, как то изначально прогнозируется для случая "внутреннего употребления". Наблюдаемый календарный анахронизм делает неизбежной внешнюю изоляцию Русской Православной Церкви, ещ„ не освободившейся к тому же и от пос- ледствий государственной в недавнем прошлом политики "железного занаве- са". Ведь в настоящее время кроме не„ ещ„ лишь две Православные Церкви придерживаются ю л и а н с к о г о календаря - Иерусалимская и Сербская (не считая некоторых так называемых старостильников, отделившихся от своих единоверцев-новостильников, в частности, в Греции). Константинопольская Православная Церковь, претендующая на орто- док-сальный вселенский примат, с 1923 года в аспекте антипапистской контрэскапа-ды чуть ли не исключительно для собственного пользования ввела так назы-ваемый н о в о ю л и а н с к и й календарь. Последний в настоящее время с г р и г о р и а н с к и м полностью совпадает и в обозримом будущем - в последующие 800 лет - в принципе отличаться не бу- дет. Как же в конечном итоге православные христиане будут отмечать 2000-ле-тие Рождества Христова: по григорианскому и надолго совпадающему с ним новоюлианскому календарям, по которым жив„т б о л ь ш и н с т в о Православ-ных Церквей, или же по расходящемуся с первыми двумя на 13 дней, скажем так, староюлианскому, который пользует Матерь Церквей - Православная Церковь Иерусалимская (вместе с Русской и Сербской)? Как уже говорилось, Иерусалим декларировал, что торжественная цере- мо-ния с приглашением предстоятелей других Православных Церквей и высо- ких гостей со всего мира состоится 7 января 2000 года по новому стилю Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |