Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»

в этой ветви- председатели палат Совета Союза и Совета Национальностей
Верховного Совета СССР, которые координировали деятельность председателей
постоянных комиссий палат Верховного Совета. Члены постоянных комиссий, как и
все другие функционеры представительской ветви, выбирались из числа депутатов
Верховного Совета. Отличительной особенностью этой ветви являлось номинальное
отсутствие субординационных отношений. Связи с ней как бы обратны
субординационным. Так, высшие уровни исполняли решения, принятые высшим
законодательным органом представительской власти - сессией Верховного Совета
СССР, координирующей деятельность административной и контрольной ветвей
власти. Координация политической деятельности не входила в компетенцию
Верховного Совета СССР. Другими координирующими органами выступали заседания
постоянных комиссий Верховного Совета, палат Верховного Совета и Президиума
Верховного Совета СССР - рабочего органа представительской ветви. В отличие от
других ветвей власти, места должностей, исключая высшие в иерархии власти, за
конкретными функционерами фиксированы не были. Председателями палат Верховного
Совета, председателями постоянных комиссий были, как правило, функционеры
других ветвей власти - административной, политической и контрольной.

Контрольная ветвь в этом блоке макроструктуры специфична тем, что в ней
отсутствовал первый руководитель. Уже на самом высшем уровне иерархии задано
существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного
контроля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР,
специализированные государственные контрольные институты (Госатомнадзор,
Госархконтроль, Государственный комитет по стандартам, Главное управление по
охране государственных тайн в печати, и др.). К этой же ветви относились
подразделения министерств и ведомств, осуществлявшие ведомственный контроль:
санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения СССР,
контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, службы
охотнадзора и рыбнадзора и др.

Отсутствие высшего руководителя контрольных служб страны и их разно
ведомственность затрудняют соотнесение должностей в иерархиях. Высшими
руководителями являлись Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного
суда СССР, председатель Комитета народного контроля, в то время как ранги
руководителей других контрольных служб несколько ниже (в частности,
руководителей ведомственных инспекций, заместителей министров соответствующих
министерств). Подчиненные им должности, такие как заместитель Главного
санитарного врача СССР, выходят за границы высшего уровня макроструктуры.
Руководителям контрольных служб были подчинены первые заместители и
заместители. Субординационные связи задавались самой структурой ветвей власти,
в то время как координационные связи реализовались в форме коллегий,
президиумов, заседаний. Общего координационного органа для всех структурных
единиц контрольной ветви власти не было. В какой-то степени координирующие
функции осуществлялись в таких органах, как сессии Верховного Совета СССР,
принимающие или отменяющие законы и нормы.

Координационные связи на высшем уровне формировали структуру из
административной, политической, представительской и контрольной ветвей. Высшим
координирующим органом для всех ветвей было Политбюро ЦК КПСС. Перед распадом
КПСС в него входили Генеральный секретарь ЦК КПСС, часть секретарей ЦК,
Председатель Совета Министров СССР и его первый заместитель, министры обороны
и иностранных дед, Председатель Президиума Верховного Совета СССР и его первый
заместитель, председатель Комитета партийного контроля, впервые секретари
Московского горкома, Ленинградского обкома партии и первый секретарь ЦК партии
Украины, председатели Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. Таким
образом, Политбюро ЦК КПСС было образовано высшими руководителями всех ветвей
власти, кроме контрольной. Это отражало роль права и правоохранительных
органов в функционировании системы управления обществом. Координирующая роль
Политбюро ЦК КПСС, если говорить о тактике управления, осуществлялась Пленумом
ЦК КПСС, в работе которого принимали участие высшие руководители государства и
партии, а также руководители республиканских и областных парторганизаций,
деятели науки и культуры.

Высшим координирующим органом, осуществляющим стратегическое управление,
являлся съезд КПСС. В функции съезда входили выборы ЦК КПСС (то есть
формирование списка участников пленумов ЦК КПСС с решающими и совещательными
голосами) и определение основных направлений политического н экономического
развития страны на большие промежутки времени - "пятилетки".

В представительских формах координирующие органы направляли деятельность
только трех ветвей власти - административной, представительской и контрольной.
Президиум Верховного Совета СССР осуществлял функции оперативной координации
деятельности. Он принимал указы, другие нормативные акты, которые становились
законами после утверждения сессией Верховного Совета СССР. В состав Президиума
Верховного Совета СССР входили все высшие руководители ветвей власти, в том
числе и контрольной. Сессия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР,
являлась высшим координирующим органом власти в области право- и
нормотворчества, а также в назначении на высшие должности в административной,
представительской и контрольной ветвях. Сессии Верховного Сонета СССР
собирались два раза в год, обычно после пленумов ЦК КПСС, принимающих
тактические политические решения, и конкретизировали эти решения в применении
к административной и контрольной ветвям власти. В состав Верховного Совета
СССР выбирались представители всех социальных групп общества примерно в тех же
отношениях, в которых эти группы представлены в населении. Депутатами
Верховного Совета были практически все функционеры управления, должности
которых показаны на рисунке 8, а также руководители ЦК партий союзных
республик, областных (краевых) партийных организаций, председатели Советов
Министров союзных республик, обл.(край)исполкомов РСФСР, Президиумах Верховных
Советов союзных республик, руководители наиболее важных с государственной
точки зрения предприятий и организаций.

Функционирование системы управления обществом на высшем уровне макроструктуры
в основных своих особенностях определялось съездом КПСС, который задавал Цели
развития и средства их достижения на пять лет. Решения съезда
конкретизировались в "Основных направлениях развития народного хозяйства
СССР", которые принимались сессией Верховного Совета и становились законами
государственного функционирования. Сессия Верховного Совета утверждала
назначения на высшие должности в административной, представительской и
контрольной ветвях власти.


Страницы: «« « 23   24   25   26   27   28   29   30   31  32   33   34   35   36   37   38   39   40   41  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России